ДО РП ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ 2025-2026

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176
Утверждена приказом от 01.09.2025
№ 62/7-о

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Эстрадный вокал»
Возраст обучающихся:
Нормативный срок обучения:
Форма обучения:
Язык обучения:

7-15 лет
1 год
очная
русский

ЕКАТЕРИНБУРГ, 2025

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Эстрадный вокал» ориентирована на получение практических
навыков вокального исполнительства и концертной деятельности. Программа направлена на развитие творческих способностей, раскрытие
исполнительской индивидуальности, самовыражению.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства
образования и науки РФ.
6. Учебно-воспитательным планом МАОУ гимназии 176.
Направленность программы:
Художественная (вокальное искусство).
Актуальность программы:
Большой популярности эстрадного исполнительства способствуют средства массовой информации, особенно телевидение с
многочисленными вокальными проектами, такими как «Голос», «Новая волна», «Ну - ка, все вместе». Возросли и требования к эстрадному
исполнителю, где главным становится его индивидуальность, неподражаемый тембр голоса, манера держаться на сцене, и умение донести
до слушателя всю глубину музыкального произведения. Обучающиеся знакомятся с профессией эстрадного певца, могут оценить свои
возможности и самоопределиться.
Новизна:
-Использование инновационных методов обучения. Например, работа с фонограммой «минус» для самостоятельной практики: фонограмма
«-» с темой, фонограмма «-» без темы. Это помогает развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Цель: развитие творческих способностей, развитие голосовых данных, развитие музыкального вкуса, формирование и развитие навыков
коллективного музицирования (пение в дуэте, ансамбле).
Задачи:

2

Образовательные:
освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве;
освоение знаний о воздействии музыки на человека;
освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
Развивающие:

формирование эстетического вкуса, пробуждению интереса к творческой деятельности;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

развитие музыкальных способностей обучающихся, их исполнительских навыков;

развитие творческой активности;
Воспитательные:

формирование интереса и любви к серьезному музыкальному искусству;

понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

формирование чувства патриотизма;

расширение музыкального кругозора;

формирование навыков общения и культуры поведения.
Программа предусматривает теоретический и практический разделы.
Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что
изучение нотной грамоты не определяется как - самоцель. Большее внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству,
ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене.
Практический раздел особое место уделяет концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят
праздники и концерты, где можно принять участие. Мероприятия имеют тематическую направленность, поэтому есть возможность
представленить слушателям разнообразный вокальный репертуар.
Отдельным видом деятельности является : конкурсная активность ( участие в фестивалях и конкурсах разного уровня). Это вид
работы предполагает составление плана конкурсной деятельности учащихся при согласовании с администрацией гимназии и родителями.
Основные содержательные линии:
I тема : Знакомство с певческим аппаратом.
-Певческая установка.
-Владение голосовым аппаратом.
II тема: Дыхание.
-Типы певческого дыхания.
-Работа над певческим дыханием.





3

-Цепное дыхание.
III тема: Распевание.
-Развитие звуковысотного слуха.
-Развитие динамического диапазона.
-Работа над тембром.
-Работа над подвижностью голосов.
IV тема: Регистры певческого голоса.
-Сглаживание регистров.
-Атака звука.
-Виды атаки звука и способы звуковедения.
V тема: Дикция.
-Работа над согласными.
-Работа над гласными.
-Работа над выразительностью слов в пении.
VI тема: Работа над сценическим образом.
-Использование элементов ритмики, сценической культуры.
-Движения под музыку
VII тема: Теоретические основы.
-Нотная грамота.
-Гигиена певческого голоса.
-Психологическая готовность к выступлению.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I тема : Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом.
Вступительное прослушивание в студию.
Критерии: звучный голос, дикция, чистота интонирования, музыкальная память, чувство ритма, артистизм.
II тема: Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.
Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной (диафрагматический), смешанный (грудобрюшное).
Цепное дыхание. Правила цепного дыхания. Умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения,
спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе
III тема: Постановка голосового аппарата. Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона.
Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки
звука и способы звуковедения. Упражнения – распевание, «разогрев» голосового аппарата. Смена гласных на повторяющемся звуке,

4

мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении, трезвучия вниз и вверх, небольшие мелодические обороты, простые секвенции.
Атака звука: взаимодействие голосовых связок и дыхания. Кантилена (непрерывно льющийся звук) -основа пения, легато. Пение без
напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до
– ре II октавы
IV тема: Дикция.
Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.
Пение - музыкальная речь. Артикуляционный аппарат - часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Артикуляционные органы:
ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Артикуляция - работа органов, направленная на
создание звуков речи (гласных и согласных). Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения,
«разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных,
соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
V тема: Работа над образной сферой музыкального произведения. Стилистические особенности и аутентичность исполнения.
Музыкальный образ в музыке - это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий
возникновения, принципов построения, стиля композитора. Осмысленная интерпретация музыкального произведения, погружение в
атмосферу, в которой жил и творил композитор, эмоциональная насыщенность и глубина проникновения в смысл исполняемой музыки.
Выражение глаз, лица, мимика, многообразие тембровых красок голоса, точная и выразительная фразировка, соблюдение темпа, пауз, цезур.
VI тема: Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Сценическое движение - одно из важнейших составляющих имиджа артиста. Необходимо знать правила: поведения на сцене, работы со
зрителем, работы с микрофоном, работы на камеру, работы с мониторами, работы в контрольных точках сцены, работы со светом.
VII тема: Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.
Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук - результат колебаний
упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории - звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны.
Музыкальные звуки - результат регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Название раздела
Общее
Теория
Практика
Кол-во
часов
1
Введение.
8
1
7
2
Дыхание.
30
9
21
3
Постановка голосового аппарата.
50
9
41
4
Дикция. Артикуляция.
40
9
31

5

Работа над образной сферой музыкального произведения.
30
Работа над сценическим образом.
50
Теоретические основы.
20
Концертная деятельность.
10
Итого
238
IY.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ
№ Группы
Периодичность
Часов
в Теория
Практика
неделю
1
Солисты
2ч*2р. в неделю
4
34
102
2
Дуэт
1ч.*2р. в неделю
2
8
60
3
Ансамбль
1 час в неделю
1
4
30
Итого
55
183
Календарно – тематический план (Солисты)
№
Тема
Теория
Практика
5
6
7
8

1.

2

Вводное занятие.ТБ
Дыхательная практика

1

Речевые интонации, метро-ритмика.

1

Чередование сильных и слабых долей.

1

Взятие и снятие звука.

1

Певческая установка:
Артикуляция.

1

Резонаторы.

9
9
9

21
41
11
10
183

55

Общее кол-во
часов (в год)
136
68
34
238
Количество
часчасов
4
неделю часов

в

4

1

Речевая декламация.

1

Певческий диапазон.

1

6

3

Теория образования звука:
Поступенное движение

1

Опевание тоники.

1

Певческое дыхание. «Зевок».

4

1

Певческий диапазон.

1

Упражнения:
Работа над произведением.

1

Глиссандо.

1

Губные и язычковые согласные.

5

Тембры.

1

Сочетание гласных и согласных.

1

Задержка, вдох.

1

Унисонное пение мелодий

1

7

1

Артикуляционные упражнения.

1

Интонирование.

1

Подача звука:
Вокальные каноны

4

1

Чистота интонирования

Каноны.

4

1

Интервалы.
6

4

4

1
1

4

7

Работа над произведением

1

Фразировка.

1

Скачки в мелодии.
8

1

Динамические оттенки

4

Исполнительское мастерство

1

Диафрагмальное дыхание.

1

Закрепление навыков
«Дыхание.Звук»
9

10

Разновидности интонаций

1

4

Сценическая практика

1

Навыки простейшей хореографии, работа с фонограммами.

1

Мелодические обороты в медленном темпе. Резонаторы.

1

Упражнения на разные виды голосоведения.

1

Построение кульминации.

1

Штрихи.

11

1

1

Артикуляция.

1

Ровное дыхание.

1

Выравнивание гласных.
Легато.

4

4

1
1

8

12

Унисон мелодических последовательностей.
Вокальные каноны.

1

Длинные фразы- экономичный выдох.

1

Тяготение.

1

Кульминационные точки.

1

Работа над произведением.
Речевая техника.
13

14

15

1

Темп в музыке. Быстрые темпы.
Распределение дыхания.

1

1

Ритмические организации в произведении.

1
1

4

Вдох между фразами в произведении с темпом Аллегро.

1

Снятие звука.

1

Построение кульминационной точки.

1

Артикуляционная гимнастика.
Тембровой окраски голоса.

1

Манера исполнения.
Звукоизвлечение.

4

1

Дыхание.

Постановка дыхания в произведении.

4

4

1
1

9

Резонирование и активация артикуляционного аппарата.
16

17

1

Скачки в мелодии.

1

Разрешение интервалов.

1

Работа с микрофонами.

1

Концертная практика.

1

Закрепление навыков.

1

Сценическая практика.

18

Работа смикрофоном.

1

Фомирование кульминации в произведении при исполнении
«рубато».

1

Навыки простейшей хореографии, работа с фонограммами.

1

4

1

Закрепление навыков муз.выразительности.

1

Концертное выступление.

1

Правильное резонирование.

4

1

Сценическое мастерство

19

4

1

4

Свободный подбородок.

1

Фальцет.

1

Певческое дыхание и развитие организма.
Упражнения вокалиста.

1

10

20

Активизация артикуляционного аппарата.
Позиционное пение.
Вариации.

21

1

Секрет вокальной кантилены.

1

Упражнения на развитие гармонического слуха.

1

23

24

1

Работа с микрофоном. Фонограммами.

1
1

4

Вариации.

1

Артикуляционные упражнения.

1

Чистота интонирования.

1

Мелодические горизонтали.

4

1

Неустойчивые интервалы.

Постановка дыхания в произведении.

4

1

Вокальные каноны.

Тяготения.

22

1

1

4

Закрепление навыков звукоизвлечения.

1

Сценическое мастерство.

1

Сценическая практика.
Работа с микрофонами.

1

Резонирование и активация артикуляционного аппарата.

1

Формирование певческой манеры исполнения.

1

Упражнения унисонного пения.

1

4

11

Метро-ритмика.
Закрепление навыков
25

Темповые отклонения в произведении.

1

Формирование навыков исполнения «рубато».
Чувство ритма.

1

Ритмические организации в произведении.
26

1

Фомирование кульминации в произведении.

1

Закрепление навыков средств в муз.выразительности.

1

Гармония в вертикали.

1

28

1

Певческое дыхание.

1

29

1

Секрет вокальной кантилены.

1

4

1

Работа с микрофоном. Фонограммами.

1

Штриховая палитра.

1

Элементы импровизации.

1

Элементарная хореография.

1

Навыки актерского мастерства.

4

1

Формирование образа.
Этюды для развития артистизма.

4

1

Этюды для развития артистизма.
Снятие зажимов.

4

1

Фразировка в произведении. Дыхание.

Остинато.
27

1

4

1

12

Концертное выступление
30

1

Мягкое и твердое небо.

4

Вокальная позиция.
Снятие зажимов.
31

1

Фразировка.

1

Чистота интонирования.

1

Скачки в мелодии.

1

34

1

Чувство лада.

1

Ритмическая организация.

1

4

1

Стилистика произведения.

1

Контрасты в динамике.

1

Мягкое небо.

1

Микст.

1

Образ и мысль.

1

4

Работа с микрофоном.

1

Постановка сценического номера.

1

Концертное выступление.
Календарно – тематический план ( Дуэт, ансамбль)

4

1

Одинаковая вокальная позиция.

Расширение диапазона.
33

1

Построение кульминации.

Чистота интервалов.
32

1

1

13

Тема

Количество часов
Дуэт

Ансамбль

1

И0Т №002-2020.
Дыхательная и артикуляционная практика.

2

1

2

Певческое дыхание.

2

1

3

Формирование вдоха и выдоха

2

1

4

Звукоизвлечение.

2

1

5

Дикция

2

1

6

Унисон.

2

1

7

Лад: мажор, минор

2

1

8

Работа над произведением.

2

1

9

Дикция, опора на согласные.

2

1

10

Интервалы в пределах терции.

2

1

11

Гортань-челюсть.

2

1

12

Развитие гармонического слуха.

2

1

13

Фразировка в произведении.

2

1

14

Динамические оттенки.

2

1

15

Разновидность интонаций.

2

1

16

Сценические этюды.

2

1

17

Темповые отклонения в произведении.

2

1

18

Формирование певческой манеры исполнения.

2

1

14

19

Этюды для развития артистизма.

2

1

20

Технология вдоха в произведении с быстрым темпом.

2

1

21

Навыки 2-х голосного пения.

2

1

22

Интервалы в пределах терции.

2

1

23

Гортань-челюсть.

2

1

24

Развитие гармонического слуха.

2

1

25

Фразировка в произведении. Дыхание.

2

1

26

Закрепление навыков исполнительского мастерства.

2

1

29

Двухголосие.

2

1

30

Образное мышление.

2

1

31

Чистота интонирования.

2

1

32

Постановка номера.

2

1

33

Ансамблевый строй.

2

1

34

Культура исполнения

2
Y. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании не выдается.
YI. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный период
Дата
начало
окончание
I триместр
01.09.2025
30.11.2025
II триместр
01.12.2025
28.02.2026
III триместр
01.03.2026
26.05.2026
Итого в учебном году
Нерабочими праздничными днями являются:
воскресенье

1

Продолжительность
количество учебных недель
12
11
11
34

15

1-11 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
YII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы:
 Будут понимать вокальную терминологию,
 Применять на практике приемы вокального мастерства,
 Расширят объем музыкальной эрудиции;
 Получат радость общения с музыкальным искусством;
 Получат опыт сценического выступления;
 Научатся работать с микрофоном;
 Откроют свой природный тембр голоса;
Личностные результаты освоения программы:
 мотивация к творческому труду, работе на результат;
 навыки сотрудничества в творческой деятельности;
 умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 понимание и сопереживание чувствам других людей после выступления;
 воплощение собственных творческих интересов и идей;
Метапредметные результаты освоения программы:
 научатся находить эффективные способы достижения результата;
 научатся определять цель и пути её достижения;
 научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результативность программы определяется по:
 участию в школьных мероприятиях,
 участию в театральных постановках,
 участию в конкурсах разного уровня,
 участию в отчётном концерте;
 сравнение результатов входного и итогового тестирования музыкальных способностей:

16

Начало обучения

№

Окончание

Участие в концертах, конкурсах
Низкий – не участвовал
Средний-3 раза
Высокий 5 и более

1 уровень:CI-GI,
2 уровень: H-АI,
3 уровень:Gмал.-СII
2
Объем легких при выдохе
1 уровень – 10 сек.
2 уровень-25 сек
3 уровень – 60 сек
3
Чувство
лада
(мажор, 1уровень-не определяет
минор)
2 уровень- определяет с ошибками
3- определяет отлично.
4
Чистота интонирования
1 уровень – чисто интонирует 3 звука из 7
2 уровень – чисто интонирует 5 звуков из 7
3 уровень – чисто интонирует 7 звуков из 7
5
Ощущение тоники
1 уровень-не может найти тонику
2 уровень-находит не сразу
3 уровень- определяет без ошибок
6
Дикция , артикуляция
1 уровень-не выговаривает скороговорку
2-выговаривает не все
3 уровень-хорошо выговаривает скороговорку
7
Вокальный аппарат
1 уровень- зажимает подбородок
2 уровень- иногда зажимает
3 уровень- свободно открывает рот
8
Чувство ритма
1 уровень- не может повторить
2 уровень- повторяет с ошибками
3 уровень- повторяет без ошибок
Обязательные навыки, необходимые для успешного концертного выступления вокалиста:
№ Навыки
1

Общий диапазон голоса

17

1
Правильное дыхание (взятие и снятие звука)
2
Артикуляция, дикция (произношение, текст)
3
Интонация (чистота пения по нотам)
4
Звукообразование (постановка голоса)
5
Фразировка (мелодическое тяготение)
6
Штрихи (легато, стаккато)
7
Динамические оттенки ( p,mp,f,mf,ff,fff)
8
Работа с микрофоном
9
Сценическое движение и сценическая культура
10 Создание образа (костюм, прическа, макияж)
Мероприятия для участия:
№ Мероприятие
1
«День знаний»
2
«День учителя»
3
«День матери»
4
«Новогодний спектакль»
5
«День защитника Отечества»
6
«8 марта»
7
«Звонкие голоса России»
8
«9 мая»
9
Конкурсы и фестивали (район, город)
10 «Вечер друзей» Отчетный концерт
Материально-техническое обеспечение:
-Фортепьяно или синтезатор,
-шумовые инструменты,
-микшер, микрофоны, стойки для микрофонов,
-караоке приставка с микрофоном,
-компьютер,
-мультимедиа центр,
-принтер,
-экранно-звуковые пособия,

Форма
Концертное выступление
Сольные номера
Сольные номера
Музыкально-лит.композиция
Сольные номера
Концертное выступление
Музыкально-лит.композиция
Сольные номера
Сольные номера
Концертное выступление

18

-переносная колонка GPL,

Список литературы:
1. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета
музыки», 2007.
2. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
3. Стулова Г. П. Акустические основы вокальной методики М.: Москва, 2015г.
4. Белобородова Е.Ю. Техника эстрадного вокала. 2014г.
5. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий – Издательство «Лань». 2105г. – 352 с.
6. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов – Издательство «Лань». 2017г. – 128 с.
7. Бархатова И. Б. "Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем. Учебное пособие" – Издательство «Планета
музыки», 2019г. – 64 с
8. Васильев Ю. А. Дикция. Актуальное – Издательство: Российский государственный институт сценических искусств, 2015г. – 304
9. 5 Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Издательство «Лань», 2015г –
10. 176 с.
11. 6 Емельянов В.В. Доказательная педагогика в развитии голоса и обучении пению. 12. Издательство «Планета музыки», 2019г – 483 с.
13. 7 Емельянов В. Фонопедические упражнения для голосового аппарата, профилактики и
14. устранения расстройства певческого голосообразования в процессе формирования
15. певческих навыков. Методическая разработка. – Издательство «Лань», 2015г. – 190 с.
16. 8 Стулова Г.П. Акустические основы вокальной методики - Издательство «Планета
17. музыки», 2015г – 138 с.
18. 9 Стулова Г.П. Хоровое пение; Методика работы с детским хором - Издательство «Планета
19. музыки», 2016г – 167 с.
Интернет- ресурсы
1.http://www.emelyanov-fmrg.ru /seminars - сайте Емельянова В.В .
2.http://www.philharmonia.spb.ru - сайт Санкт-Петрбургской филармонии им.
3.http://www.mariinsky.ru / - сайт Мариинского театра
4.http://www.plus-msk.ru / - коллекция минусовок mp3
5.http://fanerka.com / - минусовки, караоке
6.http://songkino.ru / - Песни из кинофильмов
7.http://notes.tarakanov.net - нотная библиотека Бориса Тараканова

19

8.http://nlib.org.ua/ru - нотная библиотека Алексея Невилько
9.http:/www.edu.ru / - портал Министерства образования РФ. В разделе методическая
литература выложены электронные версии методических пособий по музыке.
10.http://alekseev.numi.ru - песни и музыка для детских коллективов
11.http://ya-umni4ka.ru /?cat=18 – игры – викторины для младших школьников
Список литературы для учащихся
3.Метлов Н.А. – «Музыка – детям». М.: Просвещение, 2009.- 144 с.
4.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и
упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 – 189 с.
6.Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - издательство
«Метафора», Москва 2008 – 128 с.
7.Н.А. Метлов– «Музыка – детям». М.: Просвещение, 2009г. – 144 с.
8.Ю.Энтин «Лучшие песни для детей». РИО Москва 2010г. – 48 с.
9.Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
10.Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
11.Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
12.Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
13.Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
14.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
15.Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».