МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176
Утверждена приказом от 01.09.2025 № 62/7-о
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
спортивно- оздоровительной направленности
«Шахматы»
Возраст обучающихся:
Нормативный срок обучения:
Форма обучения:
Язык обучения:
7-15 лет
2 года
очная
русский
ЕКАТЕРИНБУРГ, 2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по предмету.
Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.
«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию,
просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание,
память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей
образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой
регуляции характера.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
5.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства
образования и науки РФ.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» реализуется в спортивнооздоровительной направленности, способствует формированию личности ребёнка как члена коллектива.
Программа ориентирована на социализацию личности обучающегося, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени.
Реализация программы содействует развитию детской социальной инициативы, овладению нормами и правилами поведения, формирует мотивацию
на ведение здорового образа жизни, социального благополучия и успешности человека.
2
Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий.
Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты,
повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального
самоопределения является одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт
проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше
считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики
самоконтроля.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа
способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и
коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей
развития.
Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы
положительно влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение,
память. На протяжении всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением,
обоснованием выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к
обобщению учебного материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие объемы информации не только
шахматной, но и любой другой сферы знаний. У обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, умение
пользоваться справочной литературой и др.
Отличительные особенности программы
Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г. Сухина «Волшебные фигуры». Данная дополнительная
общеобразовательная программа отличается от программы И.Г. Сухина личностно-ориентированным подходом к обучению шахматной игре:
программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся;
тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в дополнительном образовании.
Уровень, объем и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет базовый уровень - формирует у обучающихся
интерес, устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности; расширяет спектр специализированных знаний для дальнейшего
3
самоопределения, развития личностных компетенций: ценностно смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных,
коммуникативных.
Срок обучения по программе - 2 года. Общее количество часов, запланированных на весь период обучения - 1224. Данная программа
ориентирует обучающихся на изучение образовательной программы «Шахматы», реализуемой на углубленном уровне.
Форма и режим занятий.
Форма обучения по программе – очная.
Режим занятий обучающихся от 2 до 4 раз в неделю
Особенности организации учебного процесса
Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер-классы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы
одновременной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных
качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Цели программы: социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и
инициативного гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы
Образовательные:
развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции;
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в шахматных соревнованиях.
Личностные:
развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;
формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности;
формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных ситуациях;
воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
I год обучения
4
Цель первого года обучения: формирование у юного шахматиста деятельностной компетенции: освоение навыков стратегии, тактики и
техники игры в шахматы.
Задачи первого года обучения Образовательные:
привлечь обучающихся к занятиям шахматами;
изучить шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, ход, взятие,
шах, мат, пат, ничья;
знать названия шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
обобщать, делать несложные выводы; - уметь проводить элементарные комбинации.
Личностные:
способствовать развитию элементарных мыслительных процессов;
способствовать развитию внимания, памяти; - учиться находить оптимальные решения.
Метапредметные:
стремление к развитию личностных качеств;
прививать навыки самодисциплины;
способствовать воспитанию волевых качеств.
Планируемые результаты
Образовательные:
обучающиеся привлекутся к занятиям шахматами;
освоят шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение,
белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой;
научатся проводить элементарные комбинации. Личностные:
разовьют элементарные мыслительные процессы;
научатся обобщать, делать несложные выводы, находить оптимальные решения.
улучшится внимание, память.
5
Метапредметные:
- освоят навыки самодисциплины;
- разовьют личностные и волевые качества.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
1. Вводное занятие. История шахмат.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ.
Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и
вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение.
Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий,
активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.
2. Шахматные фигуры.
Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к
шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита
контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
3. Понимание шахматной игры.
Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля. Битое поле.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».
4. Цель шахматной партии.
Теория: правила игры в шахматы. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от
шаха», «Мат или не мат». 5. Три стадии шахматной партии.
6
Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте.
Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
6. Краткая и полная шахматная нотация.
Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета
поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».
7. Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
9. Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
10. Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
11. Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров, конкурсов.
Второй год обучения
Цель второго года обучения: способствовать раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося в процессе занятий шахматами.
Задачи второго года обучения Образовательные:
научиться планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
научиться определять последовательность событий в ходе шахматной партии;
научиться выявлять закономерности и проводить аналогии. Личностные:
способствовать развитию различных видов мышления: конкретнообразного, абстрактного;
7
способствовать развитию культуры в соревновательном процессе.
Метапредметные:
сформировать внутреннюю потребность к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию. Планируемые результаты
Образовательные:
разовьётся умение ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
научатся планировать нападение на фигуры противника, организовывать защиту своих фигур;
научатся выявлять закономерности и проводить аналогии, определять последовательность событий в ходе шахматной партии.
Личностные:
разовьются различные виды мышления: конкретно-образное, абстрактное.
Метапредметные:
сформируется внутренняя потребность к саморазвитию.
Второй год обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ.
Практика: повторение материала, связанного с шахматной нотацией, отработка навыка нахождения «адресов» фигур на доске.
2. Тактические приемы в шахматах
Теория: тактические приемы. Связка, двойной удар, открытое нападение, открытый (вскрытый) шах, двойной шах.
Практика: выполнение упражнений для отработки тактических приёмов.
3. Основы дебюта.
Теория: принципы игры в дебюте. Двух- и трехходовые партии. Принцип быстрейшего развития фигур.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в один ход», «Поймай ладью», «Поймай ферзя», «Защита от мата», «Выведи фигуру»,
«Поставь мат «повторюшке» в один ход». 4. Основы миттельшпиля.
Теория: правила миттельшпиля. Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Понятие о тактике. Тактические приемы.
Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Мат в два хода».
5. Основы эндшпиля.
Теория: общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
-
8
Практика: выполнение упражнений: «Квадрат», «Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш или ничья?», «Куда отступить королем?» «Путь к
ничьей».
6. Техника матования.
Теория: техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля, «линейный» мат. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король
против короля.
Ладья и король против короля.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры». 7. Тактические ловушки.
Теория: тактические ловушки на всех стадиях шахматной партии.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Мат в три хода».
8. Турнирная борьба.
Теория: правила поведения на шахматном турнире.
Практика: участие в шахматных турнирах по графику.
9. Итоговое занятие. Практика: контрольное занятие по изученным темам.
Третий год обучения
Цель третьего года обучения: формирование условий для дальнейшей самореализации обучающихся, расширение кругозора, формирования
общей культуры.
Задачи третьего года обучения Образовательные:
- повысить шахматную квалификацию обучающихся;
- развить индивидуальный стиль игры юных шахматистов; - накопить сведения о творчестве выдающихся шахматистов мира. Личностные:
- развить интеллектуальные способности обучающихся; - способствовать развитию навыков самоанализа. Метапредметные:
- приобщить к самостоятельной работе;
- развить культуру поведения во время соревновательного процесса.
Планируемые результаты Образовательные:
- развит индивидуальный стиль игры.
Личностные:
- развиты интеллектуальные навыки обучающихся; - развиты навыки самоанализа. Метапредметные:
- развита культура поведения во время соревновательного процесса.
- развиты навыки самостоятельной работы.
9
Третий год обучения.
1. Вводное занятие.
Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ.
Практика: повторение изученного материала.
2. Шахматная партия.
Теория: виды преимущества в шахматах. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
Практика: игра с записью, игра с часами. 3. Дебютный репертуар Теория: основы дебюта.
Практика: выполнение упражнений: «Мат в два хода», «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».
4. Анализ и оценка позиции
Теория: правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции.
Практика: решение шахматных задач, уметь оценивать позицию, находить правильные ходы в разборе партий.
5. Шахматная комбинация
Теория: понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема
блокировки. Тема связки. Сочетание тактических приемов. Комбинации на «вечный» шах. Типичные комбинации в дебюте (более сложные
примеры).
Практика: выполнение упражнений: «Выигрыш материала», «Можно ли побить пешку?».
6. Турнирная борьба.
Теория: правила проведения шахматных турниров.
Практика: участие в шахматных турнирах города и края.
7. Итоговое занятие
Теория: повторение основных вопросов курса.
Практика: отработка и закрепление ранее изученного материала.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Период обучения
Общее кол-во часов
Теория
Практика
(в год)
1.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ГРУППА ШД1-1, ШД1-2, 146 *3 группы =438
46 *3=138
100*3=300
ШД1-5
2
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ГРУППА ШД1-3, ШД1-4
144 * 2 группы =288
44*2=88
100*2=200
10
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ГРУППА ШД2
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ,
ОБЩАЯ (субботняя, для всех групп)
итого
3
4
294
204
94
4
200
200
1224
324
900
IY.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ
№ Период обучения
Общее
кол-во
часов
(в год)
930
294
1224
1 год обучения
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ГРУППА ШД2
ИТОГО:
1.
2
Теория
Практика
230
94
324
700
200
900
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ГРУППА ШД1-1, ШД1-2, ШД1-5
№
п/п
Дата по
плану
Тема занятия
Количест
во часов
Форма занятия
Форма
контроля
1
02.09.2025
Инструктаж по ТБ. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены. Правила поведения в клубе. Шахматная доска.
Ходы фигур.
2
учебное занятие
опрос
2
04.09.2025
Практика. Выполнение упражнений
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
3
09.09.2025
Шахматная доска. Ходы фигур, конь
2
учебное занятие
опрос
11
4
11.09.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Ходы фигур. Конь»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
5
16.09.2025
Ходы фигур, конь. Ходы фигур, пешка
2
учебное занятие
опрос
6
18.09.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Ходы фигур. Пешка»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
7
23.09.2025
Ходы фигур, повторение. Шах и мат
2
учебное занятие
проверка д/з
8
25.09.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Шах и мат»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
9
30.09.2025
Ценность фигур. Шах и мат
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
10
02.10.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Шах и мат»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
11
07.10.2025
Рокировка. Виды ничьей
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
12
09.10.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Рокировка»
2
коллективная
творческая
деятельность
игра
13
14.10.2025
Шах и мат. Нападение в шахматах
2
учебное занятие
тест-партии,
наблюдение
14
16.10.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Шах и мат. Нападение в шахматах»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
15
21.10.2025
Виды ничьей, пат. Защита в шахматах
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
16
23.10.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Защита в шахматах»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
12
учебное занятие,
практикум
учебное занятие,
практикум
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие,
практикум
коллективная
творческая
деятельность
опрос, тестпартии
опрос,
наблюдение
17
28.10.2025
Ловушки в дебюте. Практика
2
18
30.10.2025
Задачи на мат в 1 ход. Практика
2
19
06.11.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Мат»
2
20
11.11.2025
Задачи на защиту. Практика
2
21
13.11.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Защита в шахматах»
2
22
18.11.2025
Задачи на нападение
2
учебное занятие
опрос,
проверка
карточек
23
20.11.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Шах и мат. Нападение в шахматах»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
игра
проверка
карточек
игра
24
25.11.2025
Линейный мат. Шах и мат.
2
учебное занятие
опрос,
проверка
карточек
25
27.11.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Линейный мат. Шах и мат»
1
практическое занятие,
учебная игра
игра
наблюдение,
проверка
карточек
26
02.12.2025
Тактика в шахматах. Практика
2
учебное занятие,
практикум
27
04.12.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Линейный мат»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
28
09.12.2025
Линейный мат. Тактика в шахматах
2
учебное занятие
проверка
карточек,
13
опрос
29
11.12.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Тактика в шахматах»
1
практическое занятие,
учебная игра
игра
30
16.12.2025
Маты в шахматах. Запрись партии и турнирная дисциплина
2
практикум, учебное
занятие
опрос,
проверка
карточек
31
18.12.2025
Практика в записи партий
2
тренировочное
занятие
игра
32
23.12.2025
Линейный мат. Запись партии и турнирная дисциплина
2
учебное занятие
проверка
карточек
33
25.12.2025
34
30.12.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Линейный мат» и тренировка записи
партий
Тренировочные партии. Стратегия игры
35
13.01.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Стратегия игры»
1
36
15.01.2026
Инструктаж по ТБ. Тактика в шахматах
37
20.01.2026
38
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
тренировочное
занятие
наблюдение
2
учебное занятие
проверка
карточек,
опрос
Практика. Тренировочные партии
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
22.01.2026
Тактика. Задачи на тактику
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
39
27.01.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Тактика»
2
тренировочное
занятие
игра
40
29.01.2026
Виды матовых позиций. Мат Кр+Ф – Кр
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
14
2
2
игра
игра
41
03.02.2026
Практика. Закрепление матовых позиций
1
практическое занятие,
учебная игра
игра
42
05.02.2026
Запись партии и турнирная дисциплина. Виды матовых позиций
2
учебное занятие
игра
43
10.02.2026
Мат Кр+Ф – Кр. Виды матовых позиций
2
44
12.02.2026
Практика. Закрепление матовых позиций
1
45
17.02.2026
Мат Кр+Л – Кр. Практика
2
46
19.02.2026
Практика. Закрепление матовых позиций
2
47
20.02.2026
Дебюты в шахматах. Практика
2
48
24.02.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Дебюты»
2
49
26.02.2026
Виды матовых позиций. Задачи мат в 2 хода
2
учебное занятие
тест-позиции,
опрос
50
03.03.2026
Практика. Тренировочные партии «Мат в 2 хода»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
51
05.03.2026
Эндшпиль. Задачи на тактику
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
52
10.03.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Эндшпиль»
2
53
12.03.2026
Виды матовых позиций. Дебюты в шахматах
2
54
17.03.2026
Практика. Разбор дебютных партий
1
15
тренировочное
занятие
тренировочное
занятие
учебное занятие,
практикум
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие,
практикум
тренировочное
занятие
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
тренировочное
занятие
опрос
игра
опрос, игра
игра
тест-позиции,
игра
игра
игра
опрос
игра
55
19.03.2026
Задачи на атаку. Стратегия миттельшпиля
2
учебное занятие
опрос, игра
56
24.03.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Стратегия миттельшпиля»
2
практикум
игра
57
26.03.2026
Чемпионы Мира. Виды матовых позиций
2
учебное занятие
опрос
58
31.03.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Виды матовых позиций»
2
59
02.04.2026
Эндшпиль пешечный. Практика
2
60
07.04.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Эндшпиль пешечный»
2
61
09.04.2026
Задачи мат в 2 хода. Практика
2
62
14.04.2026
Практика. Выполнение задач по теме «Мат в 2 хода»
2
63
16.04.2026
Дебюты в шахматах. Задачи мат в 2 хода
2
64
21.04.2026
Практика. Выполнение задач по теме «Мат в 2 хода»
2
65
23.04.2026
Задачи на защиту. Эндшпиль фигурный
2
66
28.04.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Эндшпиль фигурный»
2
67
30.04.2026
Дебютные принципы
2
68
05.05.2026
Виды матовых позиций. Задачи мат в 2 хода
2
69
07.05.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Виды матовых позиций»
2
16
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие,
практикум
тренировочное
занятие
учебное занятие,
практикум
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
тренировочное
занятие
практическое занятие,
учебная игра
практическое занятие,
учебная игра
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
тренировочное
занятие
игра
игра
игра
опрос, игра
игра
опрос
игра
игра
игра
игра
опрос
игра
70
12.05.2026
Связка. Двойной удар
2
71
14.05.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Связка. Двойной удар»
2
72
19.05.2026
Отвлечение. Связка
2
73
21.05.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Отвлечение. Связка»
2
74
26.05.2026
Двойной удар. Итоговый тест. Итоги
2
75
76
28.05.2026
Квалификационный турнир
Квалификационный турнир
2
2
146
практическое занятие,
учебная игра
тренировочное
занятие
практическое занятие,
учебная игра
тренировочное
занятие
тренировочное
занятие
практическое занятие
итоговое занятие
игра
игра
игра
игра
игра
игра
игра
Количество учебных часов в текущем учебном году в группе ШД1-1 и ШД1-2, ШД1-5 составляет 146 ч.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ГРУППА ШД1-3, ШД1-4
Тема занятия
Колич
ество
часов
Форма занятия
Форма
контроля
03.09.2025
Инструктаж по ТБ. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены. Правила поведения в клубе. Шахматная доска.
Ходы фигур.
2
учебное занятие
опрос
2
05.09.2025
Практика. Выполнение упражнений
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
3
10.09.2025
Шахматная доска. Ходы фигур, конь
2
учебное занятие
опрос
№
п/п
Дата по
плану
1
17
4
12.09.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Ходы фигур. Конь»
2
5
17.09.2025
Ходы фигур, конь. Ходы фигур, пешка
2
6
19.09.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Ходы фигур. Пешка»
2
7
24.09.2025
Ходы фигур, повторение. Шах и мат
2
8
26.09.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Шах и мат»
2
9
01.10.2025
Ценность фигур. Шах и мат
10
03.10.2025
11
08.10.2025
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
игра
опрос
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
практическое занятие,
учебная игра
проверка д/з
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
Практика. Закрепление знаний по теме «Шах и мат»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
Рокировка. Виды ничьей
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
игра
игра
игра
12
10.10.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Рокировка»
2
коллективная
творческая
деятельность
13
15.10.2025
Шах и мат. Нападение в шахматах
2
учебное занятие
тест-партии,
наблюдение
14
17.10.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Шах и мат. Нападение в шахматах»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
15
22.10.2025
Виды ничьей, пат. Защита в шахматах
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
16
24.10.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Защита в шахматах»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
18
учебное занятие,
практикум
учебное занятие,
практикум
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие,
практикум
коллективная
творческая
деятельность
опрос, тестпартии
опрос,
наблюдение
17
29.10.2025
Ловушки в дебюте. Практика
2
18
31.10.2025
Задачи на мат в 1 ход. Практика
2
19
05.11.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Мат»
2
20
07.11.2025
Задачи на защиту. Практика
2
21
12.11.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Защита в шахматах»
2
22
14.11.2025
Задачи на нападение
2
учебное занятие
опрос,
проверка
карточек
23
19.11.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Шах и мат. Нападение в шахматах»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
игра
проверка
карточек
игра
24
21.11.2025
Линейный мат. Шах и мат.
2
учебное занятие
опрос,
проверка
карточек
25
26.11.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Линейный мат. Шах и мат»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
наблюдение,
проверка
карточек
26
28.11.2025
Тактика в шахматах. Практика
2
учебное занятие,
практикум
27
03.12.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Линейный мат»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
28
05.12.2025
Линейный мат. Тактика в шахматах
2
учебное занятие
проверка
карточек,
19
опрос
29
10.12.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Тактика в шахматах»
2
практическое занятие,
учебная игра
30
12.12.2025
Маты в шахматах. Запрись партии и турнирная дисциплина
2
практикум, учебное
занятие
31
17.12.2025
Практика в записи партий
2
тренировочное занятие
32
19.12.2025
Линейный мат. Запись партии и турнирная дисциплина
2
учебное занятие
33
24.12.2025
34
26.12.2025
Практика. Закрепление знаний по теме «Линейный мат» и тренировка записи
партий
Тренировочные партии. Стратегия игры
35
14.01.2026
36
игра
опрос,
проверка
карточек
игра
проверка
карточек
2
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
Практика. Закрепление знаний по теме «Стратегия игры»
2
тренировочное занятие
16.01.2026
Инструктаж по ТБ. Тактика в шахматах
2
учебное занятие
37
21.01.2026
Практика. Тренировочные партии
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
38
23.01.2026
Тактика. Задачи на тактику
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
39
28.01.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Тактика»
2
тренировочное занятие
40
30.01.2026
Виды матовых позиций. Мат Кр+Ф – Кр
2
учебное занятие
41
04.02.2026
Практика. Закрепление матовых позиций
2
практическое занятие,
учебная игра
20
2
игра
наблюдение
игра
проверка
карточек,
опрос
игра
опрос,
наблюдение
игра
42
06.02.2026
Запись партии и турнирная дисциплина. Виды матовых позиций
2
учебное занятие
игра
43
11.02.2026
Мат Кр+Ф – Кр. Виды матовых позиций
2
тренировочное занятие
опрос
44
13.02.2026
Практика. Закрепление матовых позиций
2
игра
45
18.02.2026
Мат Кр+Л – Кр. Практика
2
46
20.02.2026
Практика. Закрепление матовых позиций
2
47
25.02.2026
Дебюты в шахматах. Практика
2
48
27.02.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Дебюты»
2
тренировочное занятие
учебное занятие,
практикум
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие,
практикум
тренировочное занятие
49
04.03.2026
Виды матовых позиций. Задачи мат в 2 хода
2
учебное занятие
50
06.03.2026
Практика. Тренировочные партии «Мат в 2 хода»
2
практическое занятие,
учебная игра
игра
51
11.03.2026
Эндшпиль. Задачи на тактику
2
учебное занятие
опрос,
наблюдение
52
13.03.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Эндшпиль»
2
53
18.03.2026
Виды матовых позиций. Дебюты в шахматах
54
20.03.2026
55
опрос, игра
игра
тест-позиции,
игра
игра
тест-позиции,
опрос
2
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
опрос
Практика. Разбор дебютных партий
2
тренировочное занятие
игра
25.03.2026
Задачи на атаку. Стратегия миттельшпиля
2
учебное занятие
опрос, игра
56
27.03.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Стратегия миттельшпиля»
2
практикум
игра
57
01.04.2026
Чемпионы Мира. Виды матовых позиций
2
учебное занятие
опрос
21
игра
58
03.04.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Виды матовых позиций»
2
59
08.04.2026
Эндшпиль пешечный. Практика
2
60
10.04.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Эндшпиль пешечный»
2
61
15.04.2026
Задачи мат в 2 хода. Практика
2
62
17.04.2026
Практика. Выполнение задач по теме «Мат в 2 хода»
2
63
22.04.2026
Дебюты в шахматах. Задачи мат в 2 хода
2
64
24.04.2026
Практика. Выполнение задач по теме «Мат в 2 хода»
2
65
29.04.2026
Задачи на защиту. Эндшпиль фигурный
2
66
06.05.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Эндшпиль фигурный»
2
67
08.05.2026
Дебютные принципы
2
68
13.05.2026
Виды матовых позиций. Задачи мат в 2 хода
2
69
15.05.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Виды матовых позиций»
1
70
20.05.2026
Связка. Двойной удар
2
71
22.05.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Связка. Двойной удар»
1
72
27.05.2026
Отвлечение. Связка
2
22
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие,
практикум
тренировочное занятие
учебное занятие,
практикум
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
тренировочное занятие
практическое занятие,
учебная игра
практическое занятие,
учебная игра
практическое занятие,
учебная игра
учебное занятие
тренировочное занятие
практическое занятие,
учебная игра
тренировочное занятие
практическое занятие,
учебная игра
игра
игра
игра
опрос, игра
игра
опрос
игра
игра
игра
игра
опрос
игра
игра
игра
игра
73
29.05.2026
Практика. Закрепление знаний по теме «Отвлечение. Связка»
2
итоговое занятие
игра
Форма занятия
Форма
контроля
144
Количество учебных часов в текущем учебном году в группе ШД1-3 и ШД1-4 составляет 144 ч.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ГРУППА ШД2
№
п/п
Дата по
плану
Тема занятия
Количес
тво
часов
1
02.09.2025
Инструктаж по ТБ. Правила техники безопасности и противопожарной
защиты, санитарии и гигиены. Правила поведения в клубе.
2
Учебное занятие
опрос
2
03.09.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
3
04.09.2025
Разбор партий с летних турниров.
2
учебное занятие
опрос
4
05.092025
2
учебное занятие
опрос
5
09.09.2025
Разбор партий с летних турниров.
Правила поведения в турнирном зале, организация античитерского
контроля.
2
учебное занятие
опрос
6
10.09.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
7
11.09.2025
Жертва материала ради перевеса в развитии.
2
учебное занятие
проверка д/з
23
8
12.09.2025
Использование перевеса в развитии.
2
учебное занятие
проверка д/з
9
16.09.2025
Двойной удар
2
практикум, учебная игра
опрос
10
17.09.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
11
18.09.2025
Сицилианская защита.
2
учебное занятие
наблюдение
12
19.09.2025
Игровая практика с демонстрацией дебютных принципов.
2
практикум, итоговое
занятие
наблюдение
13
23.09.2025
Разыгрывание гамбитов.
2
практикум, учебная игра
тест-партии
14
24.09.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
15
25.09.2025
Тематические партии по ферзевому гамбиту.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
16
26.09.2025
Тематические партии по сицилианской защите.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
17
30.09.2025
Виды преимуществ.
2
учебное занятие
опрос
18
01.10.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
19
02.10.2025
Пешечная структура.
2
учебное занятие
проверка д/з
20
03.10.2025
Связь с дебютом.
2
учебное занятие
опрос
21
07.10.2025
Перевес в пространстве.
2
учебное занятие
проверка д/з
22
08.10.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
24
23
09.10.2025
Атака на короля.
2
учебное занятие
проверка д/з
24
10.10.2025
Игровая практика друг с другом.
2
25
14.10.2025
Решение карточек по теме «владение открытой линией».
2
26
15.10.2025
Игровая практика.
2
27
16.10.2025
Решение карточек по теме «пешечная структура».
2
17.10.2025
Решение карточек по теме «перевес в пространстве».
2
29
21.10.2025
Игровая практика: один из игроков имеет перевес двух слонов.
2
учебная игра
практикум,
тренировочное занятие
практикум, учебная игра
практикум,
тренировочное занятие
практикум,
тренировочное занятие
практикум, учебная игра
наблюдение
проверка
карточек
наблюдение
проверка
карточек
проверка
карточек
наблюдение
30
22.10.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
31
23.10.2025
Показательная партия с тренером.
2
учебное занятие
тест-партия
32
24.10.2025
Повторение правила оппозиции.
2
учебное занятие
33
28.10.2025
Модификация позиции Рети.
2
учебное занятие
34
29.10.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
опрос
проверка
карточек
наблюдение
35
30.10.2025
Игровая практика друг с другом
2
практикум, учебная игра
наблюдение
36
31.10.2025
Реализация лишней пешки в пешечном эндшпиле.
2
практикум, учебная игра
тест-партия
37
05.11.2025
Слоновые эндшпили: одноцветные слоны.
2
учебное занятие
наблюдение
38
06.11.2025
Слоновые эндшпили: разноцветные слоны.
2
учебное занятие
наблюдение
39
07.11.2025
Повторный инструктаж по ТБ. Коневые эндшпили: общие особенности.
2
учебное занятие
опрос
28
25
11.11.2025
«Круговерть» коня возле пешки.
2
учебное занятие
интерактивн
ая игра
41
12.11.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
42
13.11.2025
Слоновые эндшпили: задачи из учебника Дворецкого.
2
учебное занятие
проверка д/з
43
14.11.2025
Разыгрывание пешечного эндшпиля с лишней пешкой у одной из сторон.
2
44
18.11.2025
Игра: конь против пешки «h», «g», «f», «e» за обе стороны.
2
практикум, учебная игра
опрос
45
19.11.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
46
20.11.2025
Игровая практика. Разыгрывание коневого эндшпиля.
2
практикум,
тренировочное занятие
наблюдение
47
21.11.2025
Удержание позиции Филидора в ладейном эндшпиле против тренера.
2
учебное занятие
48
25.11.2025
Удержание позиции Тарраша в ладейном эндшпиле против тренера.
2
учебное занятие
49
26.11.2025
Игровая практика.
2
50
27.11.2025
Разыгрывание пешечного эндшпиля.
2
51
28.11.2025
Игровая практика. Разыгрывание пешечного эндшпиля.
2
практикум,
тренировочное занятие
наблюдение
52
02.12.2025
Разыгрывание ладейных эндшпилей.
2
учебное занятие
опрос
53
03.12.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
54
04.12.2025
Какие фигуры менять, а какие нет.
2
учебное занятие
опрос
40
26
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
тест-партия
тестпозиции
тестпозиции
наблюдение
наблюдение
55
05.12.2025
Игровая практика. Размен фигур
2
практикум, учебная игра
наблюдение
56
09.12.2025
Важность понимания планов противника.
2
учебное занятие
опрос
57
10.12.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
58
11.12.2025
Что такое тактика?
2
учебное занятие
опрос
59
12.12.2025
Игровая практика. Разыгрывание партии с обильными разменами фигур.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
60
16.12.2025
Комбинации на тему «Связка».
2
учебное занятие
проверка
61
17.12.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
62
18.12.2025
Комбинации на тему «Завлечение».
2
учебное занятие
проверка
63
19.12.2025
Комбинации на тему «Отвлечение».
2
учебное занятие
проверка
64
23.12.2025
Матовые комбинации.
2
учебное занятие
проверка
65
24.12.2025
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
66
25.12.2025
Опрос по теме «Классификация комбинаций».
2
опрос
67
26.12.2025
Решение задач на тему «Связка».
2
учебное занятие
практикум, учебная игра
проверка
68
30.12.2025
Решение задач на тему «Засада».
2
практикум, учебная игра
проверка
69
13.01.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
70
14.01.2026
Игровая практика. Закрепление комбинаций.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
71
15.01.2026
Решение задач на тему «Отвлечение».
2
практикум, учебная игра
проверка
72
16.01.2026
Решение задач на тему «матовые комбинации».
2
27
практикум, учебная игра
проверка
73
20.01.2026
Игровая практика.
2
74
21.01.2026
Игровая практика. Закрепление комбинаций.
2
75
22.01.2026
Игровая практика. Закрепление комбинаций.
2
76
23.01.2026
Правила ФИДЕ на 1 января 2019 г. Рейтинг ФИДЕ: получение номера ID и
начисление первоначального рейтинга. Рейтинг РШФ: получение номера
ID и начисление первоначального рейтинга, отличие от рейтинга ФИДЕ.
2
учебное занятие
опрос
77
27.01.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
78
28.01.2026
Повторение дебютных принципов.
2
учебное занятие
опрос
79
29.01.2026
Повторение дебютных принципов.
2
учебное занятие
опрос
80
30.01.2026
Повторение дебютных принципов.
2
учебное занятие
опрос
81
03.02.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
82
04.02.2026
Ферзевый гамбит.
2
учебное занятие
наблюдение
83
05.02.2026
Ферзевый гамбит.
2
учебное занятие
наблюдение
84
06.02.2026
Ферзевый гамбит.
2
учебное занятие
наблюдение
85
10.02.2026
Игровая практика.
2
28
практикум, учебная игра
коллективная творческая
деятельность
коллективная творческая
деятельность
практикум, учебная игра
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
практикум, учебная игра
86
11.02.2026
Разыгрывание позиций с перевесом в развитии.
2
87
12.02.2026
Разыгрывание позиций с перевесом в развитии.
2
88
13.02.2026
Разыгрывание позиций с перевесом в развитии.
2
89
17.02.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
90
18.02.2026
Владение открытой линией.
2
учебное занятие
проверка д/з
91
19.02.2026
Владение открытой линией.
2
учебное занятие
проверка д/з
92
20.02.2026
Владение открытой линией.
2
учебное занятие
проверка д/з
93
24.02.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
94
25.02.2026
Перевес двух слонов.
2
учебное занятие
проверка д/з
95
26.02.2026
Перевес двух слонов.
2
учебное занятие
проверка д/з
96
27.02.2026
Перевес двух слонов.
2
учебное занятие
проверка д/з
97
03.03.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
98
04.03.2026
Решение карточек по теме «атака на короля».
2
99
05.03.2026
Решение карточек по теме «атака на короля».
2
практикум,
тренировочное занятие
практикум,
тренировочное занятие
проверка
карточек
проверка
карточек
29
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
наблюдение
наблюдение
наблюдение
100
06.03.2026
Игровая практика.
2
практикум,
учебная игра
101
10.03.2026
«Финт Григорьева»: геометрия шахматной доски.
2
учебное занятие
102
11.03.2026
«Финт Григорьева»: геометрия шахматной доски.
2
учебное занятие
103
12.03.2026
«Финт Григорьева»: геометрия шахматной доски.
2
учебное занятие
104
13.03.2026
Игровая практика.
2
105
17.03.2026
Разыгрывание коневого эндшпиля.
2
106
18.03.2026
Разыгрывание коневого эндшпиля.
2
107
19.03.2026
Игровая практика.
2
108
20.03.2026
Ладейные эндшпили: позиция Филидора.
2
учебное занятие
109
24.03.2026
Ладейные эндшпили: позиция Тарраша.
2
учебное занятие
110
25.03.2026
Слоновые эндшпили: задачи из учебника Панченко.
2
учебное занятие
111
26.03.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
112
27.03.2026
Что такое стратегическое мышление.
2
учебное занятие
опрос
113
31.03.2026
Что такое стратегическое мышление.
2
учебное занятие
опрос
30
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
наблюдение
проверка
карточек
проверка
карточек
проверка
карточек
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
тестпозиции
тестпозиции
тестпозиции
114
01.04.2026
Что такое стратегическое мышление.
2
учебное занятие
115
02.04.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
116
03.04.2026
Разыгрывание партии с обильными разменами фигур.
2
117
07.04.2026
Разыгрывание партии с обильными разменами фигур.
2
118
08.04.2026
Разыгрывание партии с обильными разменами фигур.
2
119
09.04.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
120
10.04.2026
Комбинации на тему «Засада».
2
учебное занятие
проверка
121
14.04.2026
Сложные комбинации.
2
учебное занятие
проверка
122
15.04.2026
Сложные комбинации.
2
учебное занятие
проверка
123
16.04.2026
Игровая практика.
2
124
17.04.2026
Игровая практика. Комбинации на тему «Завлечение».
2
125
21.04.2026
Игровая практика. Сложные комбинации.
2
126
22.04.2026
Игровая практика. Сложные комбинации.
2
127
23.04.2026
Игровая практика.
2
31
коллективная творческая
деятельность
коллективная творческая
деятельность
коллективная творческая
деятельность
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
опрос
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
практикум, учебная игра
128
24.04.2026
Решение задач на тему «Завлечение».
2
129
28.04.2026
Решение задач на тему «Сложные комбинации».
2
130
29.04.2026
Решение задач на тему «Завлечение». Решение задач на тему «Сложные
комбинации».
2
131
30.04.2026
Игровая практика.
2
132
05.05.2026
Игровая практика. Закрепление различных комбинаций.
2
133
06.05.2026
Игровая практика. Закрепление различных комбинаций.
2
134
07.05.2026
Игровая практика. Закрепление различных комбинаций.
2
135
08.05.2026
Игровая практика.
2
136
12.05.2026
Изучение методик разбора партий.
2
учебное занятие
137
13.05.2026
Изучение методик разбора партий.
2
учебное занятие
138
14.05.2026
Изучение методик разбора партий.
2
учебное занятие
139
15.05.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
140
19.05.2026
Обзор турниров гроссмейстеров.
2
учебное занятие
опрос
141
20.05.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
32
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
практикум, учебная игра
проверка
проверка
проверка
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
тестпозиции
тестпозиции
тестпозиции
142
21.05.2026
Комментирование партий.
2
учебное занятие
проверка
143
22.05.2026
Комментирование партий.
2
учебное занятие
проверка
144
26.05.2026
Комментирование партий.
2
учебное занятие
проверка
145
27.05.2026
Игровая практика.
2
практикум, учебная игра
наблюдение
146
28.05.2026
Решение шахматных композиций.
2
итоговое занятие
проверка
147
29.05.2026
Решение шахматных композиций.
2
итоговое занятие
проверка
294
Количество учебных часов в текущем учебном году в группе ШД2 составляет 294 ч
ОБЩАЯ (субботняя, для всех групп)
№
п/п
Дата по
плану
Тема занятия
1
06.09.2025
2
3
13.09.2025
20.09.2025
Инструктаж по ТБ.
Правила техники безопасности и
противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Правила поведения в
клубе.
Игровая практика.
Разбор партий с летних турниров.
4
27.092025
Разбор партий с летних турниров.
33
Количеств
о часов
Форма занятия
Форма
контроля
8
Учебное занятие
опрос
8
8
практикум, учебная игра
учебное занятие
наблюдение
опрос
8
учебное занятие
опрос
5
04.10.2025
Турнир «Семейный» в честь Года Семьи.
8
практикум, соревнование
наблюдение
6
11.10.2025
Игровая практика.
8
практикум, учебная игра
наблюдение
7
18.10.2025
Турнир в честь Дня Отца.
8
практикум, соревнование
наблюдение
8
9
25.10.2025
01.11.2025
Игровая практика
Турнир «Отборочный»
8
8
практикум, соревнование
Практикум, соревнование
наблюдение
наблюдение
10
08.11.2025
Игровая практика.
8
практикум, учебная игра
наблюдение
11
15.11.2025
Турнир «Кубок ЛСР» 1-4 классы
8
Практикум, соревнование
наблюдение
12
22.11.2025
Турнир «Кубок ЛСР» 5-11 классы
8
практикум, соревнование
наблюдение
13
29.11.2025
Турнир в честь Дня Матери.
8
Практикум, соревнование
наблюдение
14
06.12.2025
Командный городской турнир «Ход конём».
8
практикум, соревнование
сопровожде
ние
15
13.12.2025
Встреча с чемпионом мира по шахматной композиции Осинцевым
Сергеем Николаевичем.
8
учебное занятие
беседа
16
20.12.2025
Конкурс решения задач и этюдов.
8
практикум, соревнование
17
27.12.2025
Блицтурнир «Новогодний»
8
практикум, соревнование
проверка
карточек
наблюдение
18
17.01.2026
Игровая практика.
8
практикум, учебная игра
наблюдение
19
24.01.2026
Сеансы одновременной игры
8
практикум, учебная игра
наблюдение
20
31.01.2026
Турнир, посвящённый снятию ленинградской блокады
8
практикум, соревнование
наблюдение
21
07.02.2026
Игровая практика.
8
практикум, учебная игра
наблюдение
22
14.02.2026
Игровая практика.
8
практикум, учебная игра
наблюдение
34
23
21.02.2026
Участие в открытом первенстве Компрессорного микрорайона
8
практикум, соревнование
24
28.02.2026
8
практикум, соревнование
25
07.03.2026
8
практикум, соревнование
26
14.03.2026
Турнир для мальчиков «Стратегия»
Турнир для девочек, посвящённый международному женскому Дню 8
марта.
Игровая практика.
8
27
21.03.2026
Решение карточек с позициями из практических партий.
8
практикум, учебная игра
практикум, тренировочное
занятие
сопровожде
ние
наблюдение
проверка
карточек
наблюдение
проверка
карточек
28.03.2026
Игровая практика.
8
практикум, учебная игра
наблюдение
8
практикум, соревнование
8
практикум, соревнование
28
29
04.04.2026
30
11.04.2026
Участие в открытом первенстве Верх-Исетского района «Малахитовая
шкатулка»
Турнир в честь Дня космонавтики.
31
18.04.2026
Показательные партия с тренером.
8
учебное занятие
32
25.04.2026
Городские соревнования «Шахматный Екатеринбург»
8
практикум, соревнование
33
09.05.2026
Турнир «Кубок Победы»
8
практикум, соревнование
тест-партии
сопровожде
ние
наблюдение
34
16.05.2026
Игровая практика.
8
практикум, учебная игра
наблюдение
35
23.05.2026
Турнир новичков
8
практикум, соревнование
наблюдение
36
30.05.2026
Игровая практика.
8
практикум, учебная игра
наблюдение
Количество учебных часов в текущем учебном году в группе ШД2 составляет 288 ч.
Y. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании не выдается.
35
сопровожде
ние
наблюдение
YI. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный период
Дата
начало
окончание
I триместр
01.09.2025
II триместр
01.12.2025
III триместр
01.03.2026
Итого в учебном году
Нерабочими праздничными днями являются:
воскресенье
1-11 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
30.11.2025
28.02.2026
26.05.2026
Продолжительность
количество
учебных
недель
12
11
11
34
YII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут актуализированы следующие психологические процессы:
познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач;
способность самостоятельно добывать знания;
потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала;
активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармоничного общения.
Предметные результаты освоения программы: учащиеся будут понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и проводить комбинации;
36
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгрывать окончания.
Личностные результаты освоения программы:
сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развито умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
развиты этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам
других людей;
сформированы эстетические потребности и ценности;
развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты освоения программы
освоят способы решения проблем творческого и поискового харак тера;
научаться находить эффективные способы достижения результата;
овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно следственных связей;
научаться определять цель и пути её достижения; научаться договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Список литературы для педагога
Основная литература:
1.
Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
2.
Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
3.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
1.
Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
2.
Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство
АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
37
3.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего
дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр
внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
Список литературы для обучающихся
1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House, 2015.
2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.
3. Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014.
4. Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.
5. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.
6. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House, 2015.
7. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.
8. Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
9. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.
10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.: ФиС, 2010.
38