Методические рекомендации по оформлению работ по математике в 5-6 классах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 176

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению и оформлению работ по учебному предмету
«Математика» в 5 и 6 классах

Составители:
Ивлева Лариса Юрьевна, учитель
первой квалификационной категории

Екатеринбург, 2020

Вводная часть
При составлении данных методических рекомендаций учитывались следующие
позиции:
1) отсутствие нормативных правовых актов по данному вопросу;
2) рекомендации методистов, разработчиков КИМов;
3) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
4) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического
режима»;
5) позиции, изложенные в информационных письмах «советского периода»:
приложения 3 и 4 к приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 № 308 «О мерах
повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства
просвещения РСФСР от 16.07.1973 № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–
3-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 № 308-М «О письменных работах
учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 № 135-М «Об оформлении записей
в тетрадях для учащихся начальных классов»; от 01.09.1980 № 364-М «О единых
требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и
проверке тетрадей».
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование
соответствующего навыка являются необходимыми, поскольку:
1) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
2) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
3) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более
аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и
более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
4) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
Общие рекомендации.
1)
Каждая работа содержит дату на полях и заголовок вида работы – классная
работа или домашняя работа. Между классной и домашней работой рекомендуем делать
отступ 4 клетки. От начала строки – отступ 2 клетки.
2)
При выполнении работы номер задания записывается по середине строки с
использованием значка номера (например, № 4). Между заданиями – отступ 2 клетки.
3)
Между столбиками примеров и уравнений – отступ 4 клетки.
4)
В тетради – наличие полей по внешнему краю страниц. При выполнении
работ учащимся не рекомендуем писать на полях.
5)
Учащиеся осуществляют исправления ошибок, зачеркивая тонкой
горизонтальной линией ошибочно написанное слово, предложение, число, выражение (без
использования корректора); затем над зачеркнутым словом, предложением, числом,
выражением делают правильную запись.
6)
Каждую цифру, знак и букву желательно записывать в отдельной клетке.
Для написания скобки (в выражениях со скобками) также отводить одну клетку.
7)
При переносе записи с одной строки на другую не рекомендуется разрывать
число или отрывать его от наименования. При переносе действия с одной строки на
другую — знак действия (+, -, ·, :), а так же знак равенства (=) записываются в конце
строки и в начале следующей.
8)
Графики, чертежи, схемы выполняются простым карандашом или
шариковой ручкой, при необходимости − с применением циркуля и линейки.

2

Оформление некоторых видов заданий.
При нахождении значения числового выражения (примера на все действия):
1)
Переписать полностью пример. Сверху указать порядок выполнения
действий в примере.
2)
Решение каждого действия должно быть записано под примером
(вычисления письменного характера – в столбик, вычисления устного характера – в
строчку). Действия при выполнении нумеруются.
3)
После выполнения последнего действия необходимо поставить в примере
знак равенства и записать полученный результат.
4)
Если записан правильный результат без вычислений, то задание учителем
может не засчитывается.
Например:

5) В заданиях на применение свойств арифметических действий (свойств
сложения, вычитания, умножения) решение записывается «цепочкой». В этих
заданиях оценивается не только правильность, но и рациональность
выполняемых вычислений.
Например:

При решении текстовой задачи:
1)
Краткая запись задачи выполняется в любой удобной для этого форме:
схема, таблица, чертёж, краткая словесная запись.
2)
При решении задачи по действиям необходимо нумеровать действия, после
каждого действия записать сокращённо в скобках наименование и подробное пояснение.
3

3)
При решении задачи выражением необходимо записать выражение,
наименование рядом с полученным результатом сокращённо в скобках.
4)
При решении задачи вычисления при необходимости выполняются в
столбик и записываются в тетрадь под действием.
5)
В задачах на движение записываются используемые формулы.
6)
После решения задачи записать ответ. После слова ответ ставится двоеточие
и фраза пишется с маленькой буквы, полностью отвечая на вопрос.
7)
Если в задаче требуется выполнить перевод единиц, то его можно записать
перед решением задачи или непосредственно перед выполняемым действием.
8)
При записи наименований и ответа используются общепринятые
сокращения, такие как: см, м, км, г, кг, ц, т, ч, мин, сек и т.д. После записи данных
сокращений точка не ставится.
Например:

При решении уравнений:
1)
Уравнение переписываем и определяем какой компонент уравнения
неизвестен. Вспоминаем каким действием он находится.
2)
Решение уравнения записывать в левой части страницы, справа – письменные
вычисления.
3)
Знак равенства при решении уравнения используется только один раз в каждой
строчке.
4)
Проверка корней уравнения выполняется, если это указано в задании (Решить
уравнение и выполнить проверку) или по требованию учителя.
5)
В конце решения уравнения записывают ответ.
Например:

4

При решении задач с геометрическим содержанием:
1) Краткая запись задачи выполняется в любой удобной для этого форме: схема,
таблица, чертёж, краткая словесная запись.
2) Чертёж выполняется простым карандашом при помощи чертёжных инструментов.
3) Обозначение фигуры записывается ручкой заглавными буквами латинского
алфавита, начиная с левого нижнего угла по часовой стрелке.
4) Длины сторон или градусная мера углов на чертеже подписываются ручкой.
5) В решении задачи сначала записывается формула, затем в неё подставляются
числовые данные.
6) Если в задаче требуется выполнить перевод единиц, то его можно записать в
начале решения задачи или непосредственно перед выполняемым действием.
7) При решении задачи вычисления при необходимости выполняются в столбик и
записываются в тетрадь.
8) Ответ в геометрической задаче записывается кратко с помощью символов.
9) При записи наименований и ответа используются общепринятые сокращения,
такие как: см, м, км, м2, м3 и т.д. После записи данных сокращений точка не ставится.
10) Решение задачи с геометрическим содержанием может быть оформлено, как
решение текстовой задачи (смотреть комментарии к текстовой задаче).
Например:

5

При нахождении значения буквенного выражения:
1) Записать буквенное выражение.
2) Если по условию задания требуется упростить выражение, то после записи
выражения поставить знак равенства и выполнить упрощение на основании свойств
арифметических действий.
3) В следующей строке записать значения переменных из условия по схеме: «Если
...., то»
4) Осуществить подстановку числовых данных в буквенное выражение или в
результат упрощения и выполнить вычисления.
5) Вычисления при необходимости выполняются в столбик и записываются в
тетрадь.
6) Записать ответ. После слова ответ поставить двоеточие и записать результат
вычисления.
Например:

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».