Что такое внеурочная деятельность

01.09.2022

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НОВЫМ ФГОС 2023 2024

Внеурочная деятельность является важной составляющей образования, позволяющей развить учебные и творческие способности учащихся. Она дополняет учебный процесс, стимулирует учеников к саморазвитию и самореализации. С 2023 года в России вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые предусматривают ряд изменений в организации внеурочной деятельности в школах.

Одной из основных целей новых ФГОС является развитие творческого потенциала обучающихся. Для этого предусмотрено расширение списка предметов и областей деятельности, в рамках которых может осуществляться внеурочная работа. Кроме традиционных кружков по физике, математике и иностранным языкам, школы смогут предложить своим ученикам занятия по робототехнике, программированию, дизайну и другим новым направлениям.

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС 2023-2024

С появлением новых ФГОС в 2023 и 2024 годах внеурочная деятельность также подвергается некоторым изменениям и требованиям. Новые требования ФГОС 2023-2024 направлены на более глубокое и комплексное развитие учащихся, учет их индивидуальных особенностей и интересов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной целью внеурочной деятельности является создание условий для всестороннего развития учащихся, обеспечивая им возможность самореализации и раскрытия своих способностей. Основные задачи внеурочной деятельности включают:

 

ü вовлечение учащихся в интересные и познавательные занятия;

ü развитие творческого мышления и фантазии;

ü поддержка и поощрение талантливых детей в различных областях, таких как искусство, спорт, наука и технологии;

ü формирование коммуникативных навыков и умения работать в коллективе;

ü развитие самостоятельности, ответственности и целеустремленности;

ü поддержка детей в выборе своего жизненного пути и профессии;

ü разностороннее развитие физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных сфер личности;

ü поддержка социализации и адаптации учащихся в обществе.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НОВЫМ ФГОС:

ü Цифровая грамотность

ü Творчество и искусство

ü Спорт и физическая активность

ü Природоведение и экология

ü Научные исследования и инженерия

Помимо цифровой грамотности, новые ФГОС предлагают развивать творчество и искусство. В рамках внеурочной деятельности по этому направлению учащиеся смогут заниматься рисованием, музыкой, танцами, театром и другими видами творчества. Это поможет развивать воображение, творческое мышление, а также выражать себя и свои эмоции через различные художественные формы.

Спорт и физическая активность также являются важным направлением внеурочной деятельности. Занятия спортом не только помогут детям поддерживать хорошую физическую форму, но и развивать такие важные качества, как выносливость, сила, координация движений, командный дух. Внеурочные занятия спортом могут включать различные виды спорта: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, хоккей и многое другое.

Природоведение и экология стали еще одним важным направлением внеурочной деятельности по новым ФГОС. Занятия в этой области позволят учащимся узнать больше о природе, экосистеме, растениях и животных, а также об основных принципах экологической безопасности и устойчивого развития.

Научные исследования и инженерия также получили признание в новых ФГОС. Школьники смогут заниматься экспериментами, проводить научные исследования, изучать принципы работы различных устройств и инструментов. Это поможет развить логическое мышление, творческий подход и интерес к науке и технике.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планирование внеурочной деятельности предполагает определение целей, задач и содержания занятий, выбор методов и форм работы, а также организацию обратной связи и контроля достижения промежуточных и итоговых результатов. Каждая рабочая программа может содержать не менее двух вида внеурочной деятельности.

 

ВЫБОР ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Кружки и секции — организация деятельности по определенной тематике: спорт, художественное творчество, наука и техника, социальные и гуманитарные науки и другие направления.

2. Мастерские и лаборатории — обустройство специализированных помещений для проведения практических занятий по определенной образовательной области (например, робототехника, техническое моделирование, кулинарные исследования).

3. Проектная деятельность — организация работы групп учащихся по решению конкретных задач, связанных с исследованием, анализом, проектированием или созданием продукции на основе приобретенных знаний и умений.

 

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ü Соответствие интересам и потребностям учащихся

ü Связь с основными образовательными программами

ü Реализация компетентностного подходаХочу такой сайт

ü Научно-исследовательская и практическая направленность

ü Доступность и безопасность проведения занятий

При выборе видов внеурочной деятельности необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, а также их возможности и способности. Важно, чтобы эти виды деятельности были связаны с основными образовательными программами, способствовали развитию компетенций и формированию навыков и умений.

Реализация внеурочной деятельности по новым ФГОС 2023-2024 годов требует от педагогов грамотного планирования и организации процесса обучения. Педагоги должны иметь возможность выбирать из различных видов внеурочной деятельности и подстраиваться под потребности и особенности каждого учащегося.

 

ВЫБОР ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ü Педагог должен выбрать виды внеурочной деятельности, соответствующие интересам и потребностям учащихся.

ü Необходимо учитывать возраст учащихся, их способности и уровень развития.

ü Разнообразие видов внеурочной деятельности позволяет детям проявить свои таланты и интересы, развить различные навыки и компетенции.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Для успешного планирования занятий необходимо:

ü Определить цели и задачи занятий

ü Разработать программу внеурочной деятельности, включающую логическую последовательность занятий и выбор методов и форм работы

ü Учесть интересы учащихся и предоставить им возможность самостоятельно выбирать направления активности

ü Сделать упор на практическую деятельность и включить элементы игры и творчества

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА

Важным аспектом проведения занятий является организация рабочего пространства. Для этого необходимо:

Обеспечить все необходимые материалы и инструменты для проведения занятий

Учесть эргономические требования и обеспечить комфортную обстановку для учащихся

Создать условия для свободного движения и взаимодействия участников занятий

Обратить внимание на безопасность и организовать соответствующие мероприятия

 

ОЦЕНКА И КОРРЕКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка и коррекция деятельности являются неотъемлемой частью организации и проведения занятий. Для этого необходимо:

Определить критерии оценки и использовать различные методы и формы оценивания

Проводить регулярные проверки и анализ результатов деятельности учащихся

Осуществлять дифференцированный подход к оценке и корректировать планы занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика

Важно помнить, что успешная организация и проведение занятий по внеурочной деятельности способствует развитию учащихся, формированию их личности и раскрытию их творческого потенциала.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка результатов внеурочной деятельности может проводиться по разным критериям. Одни из них включают оценку знаний, другие — оценку умений и навыков. Также могут быть использованы критерии, связанные с развитием личности ученика, такие как самостоятельность, ответственность, организованность и т. д.

Для проведения оценки результатов можно использовать разнообразные методы, например, устные или письменные экзамены, тестирование, выполнение практических заданий, самооценка и взаимооценка. Очень важно, чтобы оценка была объективной и справедливой, поэтому нередко к оцениванию приглашаются несколько преподавателей или специалистов в соответствующей области.

 

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контроль результатов внеурочной деятельности позволяет отследить прогресс учеников, выявить проблемные места и предпринять меры по их устранению. Он также помогает оценить эффективность проводимых занятий и вносить коррективы в учебный процесс в случае необходимости.

Для контроля результатов можно использовать различные инструменты, например, задания для самостоятельной работы, задания для практической деятельности, портфолио учащегося и т. д. Важно, чтобы контроль был систематическим и регулярным, чтобы вовремя выявлять и корректировать возникающие проблемы.

В целом, оценка и контроль результатов внеурочной деятельности играют важную роль в образовательном процессе. Они позволяют оценить достижения учеников, а также улучшить качество проводимых занятий. Правильное использование методов оценки и контроля позволяет создать благоприятные условия для развития и обучения учащихся.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».