РП ПОУ Секреты каллиграфии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по платной образовательной услуге
«Секреты каллиграфии»

Возраст обучающихся:
Нормативный срок обучения:
Форма обучения:
Язык обучения:

7-8 лет
1 год
очная
русский

ЕКАТЕРИНБУРГ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название темы

Общее
кол-во
часов

1.
2.

Знакомство с историей каллиграфии и областями её применения.
Письмо. Анализ и конструирование письменных букв.
32

Теория

Практика

1
3
4

1
27
28

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: не предусмотрено. После освоения программы документ об
образовании не выдается.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный
Дата
период
начало
окончание
I полугодие
II полугодие

29.09.2025г.
09.01.2026г.

Продолжительность
количество
учебных недель
26.12.2025г.
13
31.05.2026г.
19
Итого в учебном году
32

Нерабочими праздничными днями являются:
воскресенье
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
4 ноября - День народного единства.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и
наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо
девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение
элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как
структурных единиц графической системы.
Основной (звукобуквенный) период
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и
пользования письменными принадлежностями.
Анализ и конструирование письменных букв из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на
сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов
письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму
и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов
трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то
есть письма букв под счет.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу,
проверка учеником результатов своего письма.
Заключительный период
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах
по алгоритмам.
Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под
счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического
качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности,
связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
Цель курса – научить детей писать ручкой правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через
различные методы и приёмы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
Обучающиеся научатся:
- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения
отдельного графического задания;
- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
- выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
- при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
- конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
- правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
- пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
- читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого
ученика темпе;
- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать, как отдельные слова, так и слова в предложении при
различных методических условиях, а именно: 4 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме
по памяти; 3) под диктовку учителя;
- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных
единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1.
2.
3.
4.

Тема

Количество часов

ИОТ- 002-2025. Инструкция по технике безопасности для обучающихся (вводный инструктаж).
Знакомство с историей каллиграфии и областями её применения
Гигиенические правила письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка.
Письмо прямой линии
Штриховка сверху вниз. Письмо прямых линий. Рисование забора
Большие и малые наклонные линии. Упражнения для развития свободных движений руки

1
1
1
1

5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Штриховка по трафарету: верхние петли. Письмо нижних петель
Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной линии с закруглением влево
Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и снизу
Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной линии с закруглением
влево (элемент букв л, м, я)
Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних петель
Упражнения на соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке
Штриховка по трафарету: верхние петли. Письмо нижних петель
Давайте договоримся. Строчные и заглавные буквы
Упражнения на соблюдение пропорции строчных и заглавных букв
Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра).
Письмо овалов. Рисование шариков
Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая наклонная линия
Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная линия с закруглением влево.
Упражнения для предупреждения сходства букв
Работа над формой сопоставляемых букв. Начертание букв, содержащих элемент: полуовал
Соединение букв (верхнее, среднеплавное, нижнее)
Начертание букв, содержащих элемент: овал
Письмо по образцу. Работа в тетрадях – прописях. Начертание букв, содержащих элемент: верхняя
петля
Упражнения на ускорение темпа письма. Начертание букв, содержащих элемент: нижняя петля
Логические задания на сравнение букв и объединение их. Буквы-картинки
Запись основных элементов букв. Списывание с листа, письмо под диктовку
Запись вспомогательных элементов букв
Росчерк элемента: прямая наклонная линия
Росчерк элемента: наклонная линия с закруглением вправо
Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества
письма
Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу
Списывание с рукописного текста

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30.
31.
32.

Рисования узоров-бордюров в процессе воспроизведения элементов письменных букв
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов
Творческое занятие «Чему научились за год»

1
1
1
Итого

32

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: не предусмотрено.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Каллиграфия для учителей, Руссков С.П., 1994г.
Каллиграфия: учебные пособия по чистописанию и творческой каллиграфии для 1—4 классов общеобразовательных
организаций. Русское слово,2025г.
Учимся писать. Тренажёр по каллиграфии 6-8 лет. Казачкова Светлана Петровна, Издательство Планета учебники,
2024г.
Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений.
Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002г.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.
Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 2013г.
Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2014 г.
Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».