МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Обучение грамоте»
Дошкольное образование
Возраст обучающихся:
Нормативный срок обучения:
Форма обучения:
Язык обучения:
5,5 - 6,5 лет
1 год
очная
русский
ЕКАТЕРИНБУРГ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Название темы
1.
2.
3.
4.
Общее
кол-во
часов
Фонетика.
Графика.
Чтение.
Письмо.
ИТОГО
56
Теория
Практика
2
2
2
2
8
12
12
12
12
48
ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ: не предусмотрено. После освоения программы документ об
образовании не выдается.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный
Дата
период
начало
I полугодие
II полугодие
15.09.2025г.
12.01.2026г.
Продолжительность
количество
окончание
учебных недель
25.12.2025г.
14
23.04.2026г.
14
Итого в учебном году
28
Нерабочими праздничными днями являются:
воскресенье
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
4 ноября - День народного единства.
СОДЕРЖАНИЕ
Фонетика. Звуки речи; понятие «звук». Органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение. Акустические
характеристики звука: различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Выделение звука в начале,
конце и середине слова, определение положения звука в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Звуковой анализ
состава слогов и слов, деление слов на слоги.
Графика. Дифференциация понятий «звук» и «буква»: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков
буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель
мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
Чтение вслух. Слог как минимальная произносительная единица. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук) и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Плавное слоговое чтение и чтение
целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Развитие осознанности и выразительности чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла слов и предложений при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Умение
находить в прочитанном необходимую информацию.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием строчных букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Усвоение приемов и
последовательности правильного списывания слов. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
Предметные результаты освоения:
1. Знание букв русского алфавита, их названия и порядка. Знание признаков гласных и согласных звуков. Умение различать согласные
звуки на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Умение правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными.
2. Овладение навыка чтения для учебных действий с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных,
практических и коммуникативных задач.
3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека.
4 Использование обучающимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для адекватного
восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.).
5. Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность,
поздравительная открытка, письмо другу).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема
ИОТ – 002 - 2025. Инструкция по технике безопасности для обучающихся (вводный инструктаж). Знакомство с
учебниками. Звуки и буквы. Игра «Слышу-вижу».
Гласный звук «а». Буква Аа.
Письмо линий. Печатание буквы Аа.
Гласный звук «о». Буква Оо.
Письмо линий. Печатание буквы Оо. Потешки - прибаутки.
Гласный звук «у». Буква Уу.
Письмо линий. Печатание буквы Уу.
Гласный звук «ы». Буква ы. Печатание буквы ы.
Письмо линий. Гласный звук «э». Буква Ээ. Печатание буквы Ээ.
Согласный звук «л». Буква Лл. Понятие слога.
Письмо линий. Печатание буквы Лл и слогов.
Согласный звук «м». Буква Мм. Понятие слова.
Письмо линий. Печатание буквы Мм, слогов и слов.
Согласный звук «н». Буква Нн. Понятие предложения.
Письмо линий. Печатание буквы Нн, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «р». Буква Рр. Печатание буквы Рр, слогов, слов, предложений.
Сочетание звуков «йа». Буква Яя. Понятие обозначения мягкости согласных.
Письмо линий. Печатание буквы Яя, слогов, слов, предложений.
Сочетание звуков «йу». Буква Юю. Обозначение мягкости согласных. Письмо узоров.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Письмо линий. Печатание буквы Юю, слогов, слов, предложений.
Сочетания звуков «йэ», «йо». Буквы Ее, Ёё. Обозначение мягкости согласных.
Письмо линий. Печатание букв Ее, Ёё, слогов, слов, предложений.
Гласный звук «и». Буква Ии. Обозначение мягкости согласных.
Письмо линий. Печатание буквы Ии, слогов, слов, предложений. Заглавная буква в именах людей. Работа с
текстом.
Согласный звук «г». Буква Гг. Понятие повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения.
Письмо линий. Печатание буквы Гг, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «к». Буква Кк.
Письмо линий. Печатание буквы Кк, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «д». Буква Дд. Понятие текста. Ответы на вопросы по содержанию.
Письмо линий. Печатание буквы Дд, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «т». Буква Тт. Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию.
Письмо линий. Печатание буквы Тт, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «в». Буква Вв. Работа с текстом. Печатание буквы Вв, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «в». Буква Вв. Понятие рассказа. Ответы на вопросы по содержанию.
Письмо линий. Печатание буквы Вв, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «ф». Буква Фф. Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. На ферме.
Печатание буквы Фф, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «з». Буква Зз. Беседа по картинке. Печатание буквы Зз, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «с». Буква Сс. Понятие сказки. Печатание буквы Сс, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «б». Буква Бб. Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. В лесу.
Письмо линий. Печатание буквы Бб, слогов, слов, предложений.
Согласный звук «п». Буква Пп. Ответы на вопросы по содержанию. В зоопарке. Печатание буквы Пп, слогов,
слов, предложений.
Согласный звук «х». Буквы Хх. Печатание буквы Хх, слогов, слов, предложений. Работа над пересказом. Белка.
Согласный звук «ж». Буква Жж. Печатание буквы Жж, слов, предложений. Жара. Сочетание жи.
Согласный звук «ш». Буква Шш. Работа над текстом. Зимушка-зима. Ответы на вопросы по содержанию.
Печатание буквы Шш, слогов, слов, предложений. Сочетание жи-ши. Игры «Найди букву», «Цепочка слов»,
«Новые слова».
Согласный звук «ч». Буква Чч. Работа над пересказом. На даче. Печатание буквы Чч, слогов, слов, предложений.
Сочетание ча.
Согласный звук «щ». Буква Щщ. Работа с текстом.
Печатание буквы Щщ, слогов, слов, предложений. Сочетания ча-ща. Игры «Кто больше», «Ступеньки».
Согласный звук «ц». Буква Цц. Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию. Скворец и синица.
Печатание буквы Цц, слов, предложений. Письмо узоров.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
52.
53.
54.
55.
56.
Согласный звук «й». Буква й. Обозначение мягкости. Работа над стихотворением.
Печатание буквы й, слов, предложений.
Знаки «ь», «ъ». Работа над стихотворением.
Потешки-прибаутки. Печатание ъ, ь знаков, слов, предложений.
Итоговое занятие «Как хорошо уметь читать!» Кроссворды.
Итого
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: не предусмотрено.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Е.В.Колесникова. Методические пособия для обучения грамоте для детей 5-6 лет. Конспекты.
Е.В.Колесникова. Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет.
Л.В.Игнатьева, Е.В.Колесникова «Азбука. Мой первый учебник».
Л.В.Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради № 1, № 2 к книге «Азбука. Мой первый учебник».
1
1
1
1
1
56