МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176
Утверждена приказом от 01.09.2025
№ 62/7-о
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Эстрадный вокал»
Возраст обучающихся:
Нормативный срок обучения:
Форма обучения:
Язык обучения:
7-15 лет
1 год
очная
русский
ЕКАТЕРИНБУРГ, 2025
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Эстрадный вокал» ориентирована на получение практических
навыков вокального исполнительства и концертной деятельности. Программа направлена на развитие творческих способностей, раскрытие
исполнительской индивидуальности, самовыражению.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере образования и образовательной организации:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства
образования и науки РФ.
6. Учебно-воспитательным планом МАОУ гимназии 176.
Направленность программы:
Художественная (вокальное искусство).
Актуальность программы:
Большой популярности эстрадного исполнительства способствуют средства массовой информации, особенно телевидение с
многочисленными вокальными проектами, такими как «Голос», «Новая волна», «Ну - ка, все вместе». Возросли и требования к эстрадному
исполнителю, где главным становится его индивидуальность, неподражаемый тембр голоса, манера держаться на сцене, и умение донести
до слушателя всю глубину музыкального произведения. Обучающиеся знакомятся с профессией эстрадного певца, могут оценить свои
возможности и самоопределиться.
Новизна:
-Использование инновационных методов обучения. Например, работа с фонограммой «минус» для самостоятельной практики: фонограмма
«-» с темой, фонограмма «-» без темы. Это помогает развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Цель: развитие творческих способностей, развитие голосовых данных, развитие музыкального вкуса, формирование и развитие навыков
коллективного музицирования (пение в дуэте, ансамбле).
Задачи:
2
Образовательные:
освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве;
освоение знаний о воздействии музыки на человека;
освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
Развивающие:
формирование эстетического вкуса, пробуждению интереса к творческой деятельности;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
развитие музыкальных способностей обучающихся, их исполнительских навыков;
развитие творческой активности;
Воспитательные:
формирование интереса и любви к серьезному музыкальному искусству;
понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
формирование чувства патриотизма;
расширение музыкального кругозора;
формирование навыков общения и культуры поведения.
Программа предусматривает теоретический и практический разделы.
Теоретический раздел включает в себя сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Необходимо отметить, что
изучение нотной грамоты не определяется как - самоцель. Большее внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству,
ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене.
Практический раздел особое место уделяет концертной деятельности. В образовательном учреждении регулярно проходят
праздники и концерты, где можно принять участие. Мероприятия имеют тематическую направленность, поэтому есть возможность
представленить слушателям разнообразный вокальный репертуар.
Отдельным видом деятельности является : конкурсная активность ( участие в фестивалях и конкурсах разного уровня). Это вид
работы предполагает составление плана конкурсной деятельности учащихся при согласовании с администрацией гимназии и родителями.
Основные содержательные линии:
I тема : Знакомство с певческим аппаратом.
-Певческая установка.
-Владение голосовым аппаратом.
II тема: Дыхание.
-Типы певческого дыхания.
-Работа над певческим дыханием.
3
-Цепное дыхание.
III тема: Распевание.
-Развитие звуковысотного слуха.
-Развитие динамического диапазона.
-Работа над тембром.
-Работа над подвижностью голосов.
IV тема: Регистры певческого голоса.
-Сглаживание регистров.
-Атака звука.
-Виды атаки звука и способы звуковедения.
V тема: Дикция.
-Работа над согласными.
-Работа над гласными.
-Работа над выразительностью слов в пении.
VI тема: Работа над сценическим образом.
-Использование элементов ритмики, сценической культуры.
-Движения под музыку
VII тема: Теоретические основы.
-Нотная грамота.
-Гигиена певческого голоса.
-Психологическая готовность к выступлению.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I тема : Знакомство с певческим аппаратом. Певческая установка. Владение голосовым аппаратом.
Вступительное прослушивание в студию.
Критерии: звучный голос, дикция, чистота интонирования, музыкальная память, чувство ритма, артистизм.
II тема: Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.
Типы певческого дыхания: ключичный (верхнегрудной), грудной, брюшной (диафрагматический), смешанный (грудобрюшное).
Цепное дыхание. Правила цепного дыхания. Умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения,
спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе
III тема: Постановка голосового аппарата. Распевание. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона.
Работа над тембром. Работа над подвижностью голосов. Регистры певческого голоса. Сглаживание регистров. Атака звука. Виды атаки
звука и способы звуковедения. Упражнения – распевание, «разогрев» голосового аппарата. Смена гласных на повторяющемся звуке,
4
мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении, трезвучия вниз и вверх, небольшие мелодические обороты, простые секвенции.
Атака звука: взаимодействие голосовых связок и дыхания. Кантилена (непрерывно льющийся звук) -основа пения, легато. Пение без
напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от до
– ре II октавы
IV тема: Дикция.
Работа над согласными. Работа над гласными. Работа над выразительностью слов в пении.
Пение - музыкальная речь. Артикуляционный аппарат - часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Артикуляционные органы:
ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Артикуляция - работа органов, направленная на
создание звуков речи (гласных и согласных). Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения,
«разогревающие» голосовой аппарат, короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных,
соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
V тема: Работа над образной сферой музыкального произведения. Стилистические особенности и аутентичность исполнения.
Музыкальный образ в музыке - это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий
возникновения, принципов построения, стиля композитора. Осмысленная интерпретация музыкального произведения, погружение в
атмосферу, в которой жил и творил композитор, эмоциональная насыщенность и глубина проникновения в смысл исполняемой музыки.
Выражение глаз, лица, мимика, многообразие тембровых красок голоса, точная и выразительная фразировка, соблюдение темпа, пауз, цезур.
VI тема: Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Сценическое движение - одно из важнейших составляющих имиджа артиста. Необходимо знать правила: поведения на сцене, работы со
зрителем, работы с микрофоном, работы на камеру, работы с мониторами, работы в контрольных точках сцены, работы со светом.
VII тема: Теоретические основы. Нотная грамота. Гигиена певческого голоса. Психологическая готовность к выступлению.
Гигиена голоса - группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Звук - результат колебаний
упругого тела. Всё многообразие звуков можно сгруппировать в три категории - звуки музыкальные, не музыкальные (шумы) и звоны.
Музыкальные звуки - результат регулярных колебаний, поэтому их высота может быть точно определена
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ Название раздела
Общее
Теория
Практика
Кол-во
часов
1
Введение.
8
1
7
2
Дыхание.
30
9
21
3
Постановка голосового аппарата.
50
9
41
4
Дикция. Артикуляция.
40
9
31
5
Работа над образной сферой музыкального произведения.
30
Работа над сценическим образом.
50
Теоретические основы.
20
Концертная деятельность.
10
Итого
238
IY.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ
№ Группы
Периодичность
Часов
в Теория
Практика
неделю
1
Солисты
2ч*2р. в неделю
4
34
102
2
Дуэт
1ч.*2р. в неделю
2
8
60
3
Ансамбль
1 час в неделю
1
4
30
Итого
55
183
Календарно – тематический план (Солисты)
№
Тема
Теория
Практика
5
6
7
8
1.
2
Вводное занятие.ТБ
Дыхательная практика
1
Речевые интонации, метро-ритмика.
1
Чередование сильных и слабых долей.
1
Взятие и снятие звука.
1
Певческая установка:
Артикуляция.
1
Резонаторы.
9
9
9
21
41
11
10
183
55
Общее кол-во
часов (в год)
136
68
34
238
Количество
часчасов
4
неделю часов
в
4
1
Речевая декламация.
1
Певческий диапазон.
1
6
3
Теория образования звука:
Поступенное движение
1
Опевание тоники.
1
Певческое дыхание. «Зевок».
4
1
Певческий диапазон.
1
Упражнения:
Работа над произведением.
1
Глиссандо.
1
Губные и язычковые согласные.
5
Тембры.
1
Сочетание гласных и согласных.
1
Задержка, вдох.
1
Унисонное пение мелодий
1
7
1
Артикуляционные упражнения.
1
Интонирование.
1
Подача звука:
Вокальные каноны
4
1
Чистота интонирования
Каноны.
4
1
Интервалы.
6
4
4
1
1
4
7
Работа над произведением
1
Фразировка.
1
Скачки в мелодии.
8
1
Динамические оттенки
4
Исполнительское мастерство
1
Диафрагмальное дыхание.
1
Закрепление навыков
«Дыхание.Звук»
9
10
Разновидности интонаций
1
4
Сценическая практика
1
Навыки простейшей хореографии, работа с фонограммами.
1
Мелодические обороты в медленном темпе. Резонаторы.
1
Упражнения на разные виды голосоведения.
1
Построение кульминации.
1
Штрихи.
11
1
1
Артикуляция.
1
Ровное дыхание.
1
Выравнивание гласных.
Легато.
4
4
1
1
8
12
Унисон мелодических последовательностей.
Вокальные каноны.
1
Длинные фразы- экономичный выдох.
1
Тяготение.
1
Кульминационные точки.
1
Работа над произведением.
Речевая техника.
13
14
15
1
Темп в музыке. Быстрые темпы.
Распределение дыхания.
1
1
Ритмические организации в произведении.
1
1
4
Вдох между фразами в произведении с темпом Аллегро.
1
Снятие звука.
1
Построение кульминационной точки.
1
Артикуляционная гимнастика.
Тембровой окраски голоса.
1
Манера исполнения.
Звукоизвлечение.
4
1
Дыхание.
Постановка дыхания в произведении.
4
4
1
1
9
Резонирование и активация артикуляционного аппарата.
16
17
1
Скачки в мелодии.
1
Разрешение интервалов.
1
Работа с микрофонами.
1
Концертная практика.
1
Закрепление навыков.
1
Сценическая практика.
18
Работа смикрофоном.
1
Фомирование кульминации в произведении при исполнении
«рубато».
1
Навыки простейшей хореографии, работа с фонограммами.
1
4
1
Закрепление навыков муз.выразительности.
1
Концертное выступление.
1
Правильное резонирование.
4
1
Сценическое мастерство
19
4
1
4
Свободный подбородок.
1
Фальцет.
1
Певческое дыхание и развитие организма.
Упражнения вокалиста.
1
10
20
Активизация артикуляционного аппарата.
Позиционное пение.
Вариации.
21
1
Секрет вокальной кантилены.
1
Упражнения на развитие гармонического слуха.
1
23
24
1
Работа с микрофоном. Фонограммами.
1
1
4
Вариации.
1
Артикуляционные упражнения.
1
Чистота интонирования.
1
Мелодические горизонтали.
4
1
Неустойчивые интервалы.
Постановка дыхания в произведении.
4
1
Вокальные каноны.
Тяготения.
22
1
1
4
Закрепление навыков звукоизвлечения.
1
Сценическое мастерство.
1
Сценическая практика.
Работа с микрофонами.
1
Резонирование и активация артикуляционного аппарата.
1
Формирование певческой манеры исполнения.
1
Упражнения унисонного пения.
1
4
11
Метро-ритмика.
Закрепление навыков
25
Темповые отклонения в произведении.
1
Формирование навыков исполнения «рубато».
Чувство ритма.
1
Ритмические организации в произведении.
26
1
Фомирование кульминации в произведении.
1
Закрепление навыков средств в муз.выразительности.
1
Гармония в вертикали.
1
28
1
Певческое дыхание.
1
29
1
Секрет вокальной кантилены.
1
4
1
Работа с микрофоном. Фонограммами.
1
Штриховая палитра.
1
Элементы импровизации.
1
Элементарная хореография.
1
Навыки актерского мастерства.
4
1
Формирование образа.
Этюды для развития артистизма.
4
1
Этюды для развития артистизма.
Снятие зажимов.
4
1
Фразировка в произведении. Дыхание.
Остинато.
27
1
4
1
12
Концертное выступление
30
1
Мягкое и твердое небо.
4
Вокальная позиция.
Снятие зажимов.
31
1
Фразировка.
1
Чистота интонирования.
1
Скачки в мелодии.
1
34
1
Чувство лада.
1
Ритмическая организация.
1
4
1
Стилистика произведения.
1
Контрасты в динамике.
1
Мягкое небо.
1
Микст.
1
Образ и мысль.
1
4
Работа с микрофоном.
1
Постановка сценического номера.
1
Концертное выступление.
Календарно – тематический план ( Дуэт, ансамбль)
4
1
Одинаковая вокальная позиция.
Расширение диапазона.
33
1
Построение кульминации.
Чистота интервалов.
32
1
1
13
Тема
Количество часов
Дуэт
Ансамбль
1
И0Т №002-2020.
Дыхательная и артикуляционная практика.
2
1
2
Певческое дыхание.
2
1
3
Формирование вдоха и выдоха
2
1
4
Звукоизвлечение.
2
1
5
Дикция
2
1
6
Унисон.
2
1
7
Лад: мажор, минор
2
1
8
Работа над произведением.
2
1
9
Дикция, опора на согласные.
2
1
10
Интервалы в пределах терции.
2
1
11
Гортань-челюсть.
2
1
12
Развитие гармонического слуха.
2
1
13
Фразировка в произведении.
2
1
14
Динамические оттенки.
2
1
15
Разновидность интонаций.
2
1
16
Сценические этюды.
2
1
17
Темповые отклонения в произведении.
2
1
18
Формирование певческой манеры исполнения.
2
1
14
19
Этюды для развития артистизма.
2
1
20
Технология вдоха в произведении с быстрым темпом.
2
1
21
Навыки 2-х голосного пения.
2
1
22
Интервалы в пределах терции.
2
1
23
Гортань-челюсть.
2
1
24
Развитие гармонического слуха.
2
1
25
Фразировка в произведении. Дыхание.
2
1
26
Закрепление навыков исполнительского мастерства.
2
1
29
Двухголосие.
2
1
30
Образное мышление.
2
1
31
Чистота интонирования.
2
1
32
Постановка номера.
2
1
33
Ансамблевый строй.
2
1
34
Культура исполнения
2
Y. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании не выдается.
YI. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный период
Дата
начало
окончание
I триместр
01.09.2025
30.11.2025
II триместр
01.12.2025
28.02.2026
III триместр
01.03.2026
26.05.2026
Итого в учебном году
Нерабочими праздничными днями являются:
воскресенье
1
Продолжительность
количество учебных недель
12
11
11
34
15
1-11 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
YII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы:
Будут понимать вокальную терминологию,
Применять на практике приемы вокального мастерства,
Расширят объем музыкальной эрудиции;
Получат радость общения с музыкальным искусством;
Получат опыт сценического выступления;
Научатся работать с микрофоном;
Откроют свой природный тембр голоса;
Личностные результаты освоения программы:
мотивация к творческому труду, работе на результат;
навыки сотрудничества в творческой деятельности;
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
понимание и сопереживание чувствам других людей после выступления;
воплощение собственных творческих интересов и идей;
Метапредметные результаты освоения программы:
научатся находить эффективные способы достижения результата;
научатся определять цель и пути её достижения;
научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результативность программы определяется по:
участию в школьных мероприятиях,
участию в театральных постановках,
участию в конкурсах разного уровня,
участию в отчётном концерте;
сравнение результатов входного и итогового тестирования музыкальных способностей:
16
Начало обучения
№
Окончание
Участие в концертах, конкурсах
Низкий – не участвовал
Средний-3 раза
Высокий 5 и более
1 уровень:CI-GI,
2 уровень: H-АI,
3 уровень:Gмал.-СII
2
Объем легких при выдохе
1 уровень – 10 сек.
2 уровень-25 сек
3 уровень – 60 сек
3
Чувство
лада
(мажор, 1уровень-не определяет
минор)
2 уровень- определяет с ошибками
3- определяет отлично.
4
Чистота интонирования
1 уровень – чисто интонирует 3 звука из 7
2 уровень – чисто интонирует 5 звуков из 7
3 уровень – чисто интонирует 7 звуков из 7
5
Ощущение тоники
1 уровень-не может найти тонику
2 уровень-находит не сразу
3 уровень- определяет без ошибок
6
Дикция , артикуляция
1 уровень-не выговаривает скороговорку
2-выговаривает не все
3 уровень-хорошо выговаривает скороговорку
7
Вокальный аппарат
1 уровень- зажимает подбородок
2 уровень- иногда зажимает
3 уровень- свободно открывает рот
8
Чувство ритма
1 уровень- не может повторить
2 уровень- повторяет с ошибками
3 уровень- повторяет без ошибок
Обязательные навыки, необходимые для успешного концертного выступления вокалиста:
№ Навыки
1
Общий диапазон голоса
17
1
Правильное дыхание (взятие и снятие звука)
2
Артикуляция, дикция (произношение, текст)
3
Интонация (чистота пения по нотам)
4
Звукообразование (постановка голоса)
5
Фразировка (мелодическое тяготение)
6
Штрихи (легато, стаккато)
7
Динамические оттенки ( p,mp,f,mf,ff,fff)
8
Работа с микрофоном
9
Сценическое движение и сценическая культура
10 Создание образа (костюм, прическа, макияж)
Мероприятия для участия:
№ Мероприятие
1
«День знаний»
2
«День учителя»
3
«День матери»
4
«Новогодний спектакль»
5
«День защитника Отечества»
6
«8 марта»
7
«Звонкие голоса России»
8
«9 мая»
9
Конкурсы и фестивали (район, город)
10 «Вечер друзей» Отчетный концерт
Материально-техническое обеспечение:
-Фортепьяно или синтезатор,
-шумовые инструменты,
-микшер, микрофоны, стойки для микрофонов,
-караоке приставка с микрофоном,
-компьютер,
-мультимедиа центр,
-принтер,
-экранно-звуковые пособия,
Форма
Концертное выступление
Сольные номера
Сольные номера
Музыкально-лит.композиция
Сольные номера
Концертное выступление
Музыкально-лит.композиция
Сольные номера
Сольные номера
Концертное выступление
18
-переносная колонка GPL,
Список литературы:
1. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета
музыки», 2007.
2. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.
3. Стулова Г. П. Акустические основы вокальной методики М.: Москва, 2015г.
4. Белобородова Е.Ю. Техника эстрадного вокала. 2014г.
5. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий – Издательство «Лань». 2105г. – 352 с.
6. Бархатова И. Б. Гигиена голоса для певцов – Издательство «Лань». 2017г. – 128 с.
7. Бархатова И. Б. "Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем. Учебное пособие" – Издательство «Планета
музыки», 2019г. – 64 с
8. Васильев Ю. А. Дикция. Актуальное – Издательство: Российский государственный институт сценических искусств, 2015г. – 304
9. 5 Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Издательство «Лань», 2015г –
10. 176 с.
11. 6 Емельянов В.В. Доказательная педагогика в развитии голоса и обучении пению. 12. Издательство «Планета музыки», 2019г – 483 с.
13. 7 Емельянов В. Фонопедические упражнения для голосового аппарата, профилактики и
14. устранения расстройства певческого голосообразования в процессе формирования
15. певческих навыков. Методическая разработка. – Издательство «Лань», 2015г. – 190 с.
16. 8 Стулова Г.П. Акустические основы вокальной методики - Издательство «Планета
17. музыки», 2015г – 138 с.
18. 9 Стулова Г.П. Хоровое пение; Методика работы с детским хором - Издательство «Планета
19. музыки», 2016г – 167 с.
Интернет- ресурсы
1.http://www.emelyanov-fmrg.ru /seminars - сайте Емельянова В.В .
2.http://www.philharmonia.spb.ru - сайт Санкт-Петрбургской филармонии им.
3.http://www.mariinsky.ru / - сайт Мариинского театра
4.http://www.plus-msk.ru / - коллекция минусовок mp3
5.http://fanerka.com / - минусовки, караоке
6.http://songkino.ru / - Песни из кинофильмов
7.http://notes.tarakanov.net - нотная библиотека Бориса Тараканова
19
8.http://nlib.org.ua/ru - нотная библиотека Алексея Невилько
9.http:/www.edu.ru / - портал Министерства образования РФ. В разделе методическая
литература выложены электронные версии методических пособий по музыке.
10.http://alekseev.numi.ru - песни и музыка для детских коллективов
11.http://ya-umni4ka.ru /?cat=18 – игры – викторины для младших школьников
Список литературы для учащихся
3.Метлов Н.А. – «Музыка – детям». М.: Просвещение, 2009.- 144 с.
4.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и
упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 – 189 с.
6.Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» - издательство
«Метафора», Москва 2008 – 128 с.
7.Н.А. Метлов– «Музыка – детям». М.: Просвещение, 2009г. – 144 с.
8.Ю.Энтин «Лучшие песни для детей». РИО Москва 2010г. – 48 с.
9.Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
10.Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
11.Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
12.Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
13.Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
14.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
15.Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
20