МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 176
Утверждена приказом от 01.09.2025 № 62/7-о
Дополнительная общеобразовательная
программа
социально-гуманитарной направленности
«ЖУРНАЛИСТИКА»
Возраст обучающихся:
Нормативный срок обучения:
Форма обучения:
Язык обучения:
11-17 лет
1 год
очная
русский
ЕКАТЕРИНБУРГ, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «Журналистика», относится к художественноэстетической направленности. По уровню освоения является общекультурной составлена на основе положения о дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы структурного подразделения образования детей МАОУ Гимназии №176.
Детская и юношеская журналистика уже давно стала самостоятельным звеном общей системы средств массовой информации.
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и
духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно –
средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.
Актуальность и новизна данной программы состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, проявляющим повышенный интерес
и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения
и практические навыки, но и развить личность, её познавательные и созидательные способности.
Цель: создание условий для развития культурологической компетентности детей.
Задачи:
Обучающие:
изучить основы журналистского творчества;
получение знаний и умений по созданию печатного издания;
привить детям знания, умения и навыки информационно-компьютерных технологий.
Развивающие:
научить детей решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;
развить творческие способности детей, их творческую индивидуальность;
развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Познавательные:
вовлечь детей в активную познавательную деятельность, применять приобретенных знаний на практике;
развить интерес к русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, истории, обществознанию, компьютерным
технологиям;
изучить историю журналистики.
Воспитательные:
сформировать основные этические нормы и понятия как условие правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей
жизни;
сформировать активную жизненную позицию и потребность в самообразовании;
сформировать эстетические навыки;
Практические:
развить навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;
сформировать практические навыки создания школьного печатного издания.
Мотивационные:
создать условия для формирования полноценной, всесторонне развитой личности.
Социально-педагогические:
сформировать у детей интерес к журналистике и газетному делу;
развить ученическое самоуправление;
сформировать тип личности, который востребован современным обществом.
Условия реализации программы
Данная программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год-68 часов в год
Программа рассчитана на детей 11-17лет.
В объединение принимаются все желающие. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.
Формы и режим занятий
Занятия групп 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, т.е. 2 часа в неделю (68 часов в год).
Педагогическая целесообразность. Данная программа учитывает требования к стремлению подростков к признанию их способностей
сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.
Объединение «Журналистика» основано на общих интересах и увлечениях. Программа работы объединения составлена так, чтобы
каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы.
Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного
взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал),
игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску
газеты в творческой лаборатории.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
групповые
индивидуальные
работа по звеньям и бригадам
По видам занятий применяются:
учебные
итоговые
вводные
открытые
конкурсные
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1 год обучения)
1. Вводное занятие.
Знакомство. План работы объединения на год. Демонстрация работ с объяснением техники исполнения. Правила поведения на улице, в
школе, в объединении. Правила пожарной безопасности.
2. Введение в историю журналистики
Теория Исторические предпосылки возникновения журналистики. Печать. Пресса. Непериодические и периодические издания. Первые
печатные газеты. Типография.
Практика. Создание печатной творческой работы.
3. Основы журналистики
Теория Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Информационная журналистика. Источники информации: люди,
архивы, почта. Интернет. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности фактов. Жанры журналистики. Работа со словом.
Зачем журналисту изучать психологию? Какие качества нужно развить в себе журналисту?
Практика Мнемотехника – искусство запоминания. Приёмы развития и тренировки памяти. Правила проведения опроса. Методики опроса:
мониторинг, документ. Рейтинг.
Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. «Расспросные речи» - прообраз интервью. Этапы работы над интервью.
Классификация вопросов
4. Художественно-техническое оформление издания
Теория
а) Формат издания и количество колонок.
б) Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.).
в) Колонтитул и его роль в издании.
г) Композиция издания: вертикальная и горизонтальная.
д) Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов.
е) Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление.
ж) Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объём, формат, адресность и. д. Понятие «выходные данные»
Практика
а) Знакомство с понятиями «макет» и «вёрстка». Приёмы макетирования.
б) Вёрстка, основные её правила.
в) Виды вёрстки. Знакомство с издательской программой Adobe Page Maker, её назначение и краткая характеристика.
г) Вёрстка статьи. Форма текста, размер материала.
д) Композиция полосы: принципы зрительного предпочтения, равновесия.
е) Приёмы выделения материала на полосе.
ж) Разработка постраничного графического макета номера газеты.
з) Первая страница, её типы.
5. Редакционно-издательская деятельность
Теория Типы и виды школьных газет.
а) Боевой листок, «молния», фотогазета, «живая газета», приложение, фигурная, объёмная, уикендовый номер и проч.
б) Школьная газета и веб-сайт.
Практика Редакторская правка.
а) Цели правки текста и её виды: сокращение, рубка хвоста, переделка и др.
б) Заголовок, его основные функции и виды. Сокращения в заголовках и ошибки.
в) Фотонаполнение номера.
г) Работа с цветом.
6. Экскурсии
Организация и проведение экскурсий в типографию. Участие в мастер-классах конкурса Школьных изданий на площадке типографии.
Обсуждение. Правила поведения.
7. Подведение итогов
Подведение итогов обучения за год. Обсуждение выпусков печатных изданий. Анализ достижений детей, самоанализ. Задание на лето.
Награждение отличившихся детей.
(2 год обучения)
1. Вводное занятие.
План работы объединения на год. Демонстрация работ с объяснением техники исполнения. Материалы и инструменты, необходимые для
работы. Правила поведения на улице, в школе, в объединении. Правила пожарной безопасности.
2. Введение в историю журналистики
Теория. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ
а) Особенности современных детско-юношеских изданий: информационные, информационно-развлекательные, литературнохудожественные, экологические, церковные и проч.
б) Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в вашей области и других регионах.
в) Дайджест в детских СМИ. Понятие дайджеста. Как его составить.
Практика. Составление дайджеста. Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в вашей области и других регионах.
Мастерская жанров.
3. Основы журналистики
Теория. Очерк.
а) Что такое очерк. Его основные черты.
б) Виды очерков.
в) Типы очерковых публикаций
Зарисовка.
а) Что такое зарисовка. Её основные черты.
б) Виды зарисовок.
в) Способы написания зарисовки
Фельетон и памфлет.
а) Что такое фельетон и памфлет.
б) Элементы и разновидности фельетона.
в) Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова.
г) Фельетон в современной прессе
Эссе.
а) Что такое эссе. Правила написания.
б) Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка.
Практика.
Культура речи.
а) Знакомство с термином «газетный язык».
б) Требования к языку СМИ.
в) Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др.
г) Лексические и синтаксические особенности газетного языка.
д) Газетные штампы.
4. Художественно-техническое оформление издания
Теория. Информация (новость)
а) Что такое информация (новость) и её основные черты.
б) Типы информации.
в) Формы подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок.
г) Правила построения информации.
д) Методы получения информации.
е) Факт как основа информационных жанров.
ж) Собирание школьных новостей.
з) Техническое оснащение юнкора.
Практика.
Подготовка к репортажу. Фоторепортаж. Работа с техническими средствами
Приёмы написания статей.
5. Редакционно-издательская деятельность
Теория.
Особенности журналистского труда. Редакционный коллектив.
а) Особенности работы малой редакции. Школьная редакция, её особенности.
б) Кто и что делает в редакции.
в) Творческая и техническая части редакции, их функции. Редакционный портфель.
г) Работа над концепцией газеты.
д) Пресс-документы и пресс-мероприятия.
е) Редакционные кампании.
Практика.
Создание рекламного текста. Редактирование. Работа в группах, создание бюллетеней, боевых листков в малых редакционных группах.
8. Экскурсии
Организация и проведение экскурсий в типографию. Участие в мастер-классах конкурса Школьных изданий на площадке типографии.
Обсуждение. Правила поведения.
9. Подведение итогов
Подведение итогов обучения за год. Обсуждение выпусков печатных изданий. Анализ достижений детей, самоанализ. Награждение
отличившихся детей.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(1 год обучения – 136 в год
№
Темы занятий
Количество часов
Теория
Практика
Самостоятельная работа
Всего
1
Вводное занятие.
1
1
2
Введение в историю журналистики
2
2
2
6
3
Основы журналистики
4
24
4
32
2
4
Художественно-техническое оформление издания
2
4
4
10
5
Редакционно-издательская деятельность
2
2
6
10
5
Экскурсии.
1
5
6
6
Подведение итогов.
1
1
2
Итого:
13
39
16
68
IY.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ
№
Период обучения
1.
1 год обучения
ИТОГО:
Календарно-тематическое планирование (68 часов)
Номер Тема
занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вводное. Инструктаж по технике безопасности.Комплектование групп.
Комплектование групп. Введение в историю журналистики. Обзор детских изданий.
Комплектование групп.Составление дайджеста. Мастерская жанра.
Комплектование групп.Составление дайджеста.
Дайджест в детских СМИ.
Особенности современных детско-юношеских изданий.
Основы верстки дайджеста.
Краткий обзор СМИ школ.
Общее
кол-во
часов
(в год)
68
68
Теория
Практика
13
13
45
45
Количество Дата
часов
проведения
по плану
1
1
1
1
1
1
1
1
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Основы журналистики. Очерк, его черты.
Типы очерковых публикаций. Зарисовка.
Фельетон и памфлет.
Фельетон: смысл, нагрузка заголовка.
Эссе. Правила написания.
Эссе (практикум)
Культура речи. Газетный язык.
Выразительные средства газетного языка.
Лексические и синтаксические особенности газетного языка.
Газетные штампы.
Художественно-техническое оформление издания.
Типы информации.
Формы подачи новостей.
Правила построения информации.
Собирание школьных новостей.
Подготовка к репортажу.
Приемы написания статей.
Работа с техническими средствами.
Работа с техническими средствами.
Особенности работы в редакции.
Концепция газеты.
Пресс-документы.
Подготовка к конкурсу.
Инструктаж по технике безопасности.
Создание рекламного текста.
Редактирование.
Создание бюллетеней и боевых листков.
Редактирование.
Презентация боевых листков и бюллетеней.
Обсуждение итогов семинара.
Подготовка школьного издания
Дизайн и верстка нового выпуска.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дизайн и верстка нового выпуска.
Обработка и редактирование статей нового выпуска.
Работа редакторов и корректоров над новым выпуском.
Окончательная верстка нового выпуска.
Участие в мастер-классе
Разработка репортажа для школьной конференции.
Разработка репортажа для школьной конференции.
Обсуждение материалов конференции.
Верстка материалов конференции.
Фоторепортаж.
Фоторепортаж.
Использование приемов написания статей.
Редакторская правка. Её виды.
Заголовок.
Подбор заголовков. Прецедентные тексты.
Фотонаполнение номера.
Фотонаполнение номера.
Работа с цветом.
Первая страница – успешность номера.
Практикум по редакторской правке.
Презентация лучших работ.
Подведение итогов конкурса.
Работа с изданиями школьных СМИ
Обучение по материалам вебсайта.
Обсуждение выпусков печатных изданий за 2 года.
Анализ достижений, рефлексия.
Задание на лето. Обзор литературы.
Итоговое собрание редакции. Награждение.
Y. ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Не предусмотрена. После освоения программы документ об образовании не выдается.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебный период
YI. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
начало
окончание
01.09.2025
30.11.2025
01.12.2025
28.02.2026
01.03.2026
26.05.2026
I триместр
II триместр
III триместр
Итого в учебном году
Нерабочими праздничными днями являются:
воскресенье
1-11 января - Новогодние каникулы;
7 января - Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы;
Продолжительность
количество учебных недель
12
11
11
34
YII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты
По окончании курса программы дети должны знать:
основы профессиональной культуры журналиста
историю создания отечественной журналистики
психологические основы журналистской профессии
основные газетные жанры
структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка и т. д.);
правила и нормы газетного языка;
правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т. д.
основные процессы верстки и макетирования
По окончании курса программы дети способны решать следующие жизненно-практические задачи:
выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
собирать информацию из разных источников и работать с ней;
грамотно излагать информацию в основных газетных жанрах;
работать в различных текстовых редакторах.
выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.
трудиться в коллективе, участвовать в диалоге и полемике
писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;
свободно владеть печатным словом.
самостоятельно выпускать школьное издание (газету, журнал, альманах и прочее).
Ожидаемые результаты по воспитательному компоненту программы:
У детей будет сформировано уважительное отношение к коллективному труду, потребность в диалоге и полемике.
Будет воспитана культура поведения и речи.
Будет сформировано представление о журналистике как о профессии, играющей созидательную роль в жизни общества.
Будет развит устойчивый интерес публицистике, графическому дизайну.
Развито чувство ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье.
Способы определения результативности программы:
Наблюдение.
Опрос.
Анализ творческих работ.
Формы подведения итогов реализации программы
Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты. Участие детей в литературных конкурсах и
фестивалях, а также конференциях различного уровня.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1) Программа реализуется при наличии:
дидактического материала:
Наглядного материала таблиц,
Рефератов
статей.
Информационно массовых продуктов
специальной литературы
набора упражнений, тренингов, игр;
Справочники. Энциклопедии. Классика:
Большая и Малая Энциклопедии – многотомных изданиях, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные
источники информации);
Детской энциклопедией (хорошим помощником для журналистов, работающих в детской прессе);
Толковыми словарями русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;
2)
Словарем иностранных слов (желательно, более свежего издания);
Словарем синонимов (поможет избежать тавтологии, найти самое подходящее определение);
Словарем русских пословиц и поговорок;
Изданиями периодической печати (журналы, газеты)
материально-технического обеспечения:
компьютера,
cканера,
принтера,
цифровой камеры
аудиовизуальных средств.
Литература для педагогов:
Аврамов Д. С. Профессиональная этика журналиста.- М., 1999.
Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М,: ИКЦ « МарТ»; Ростов «МарТ», 2006.
Ахмадулин Е. В. Журналистика как целостная социальная система// Филолог. Вестник РГУ. 2004
Бобрик Н. Д. Патриотизм : знак вопроса . Журнал «Школьная библиотека.»,№2, 2000 .- С. 40.
Олешко В. Ф. Журналистика как творчество.- М.,2003.
Орфографический словарь русского языка. /Под ред. С. И. Ожегова.- М. , 2004..
Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.
Щуркова Н, Е. Классное руководство: игровые методики. - М.,2001.
Литература для детей:
Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
Маршак С. Я. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4. Воспитание словом / Отв. ред. С. В. Михалков.-М.,1990.-576 с.
Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей , выступая публично: Пер. с англ.- Мн.: Современный литератор,2002.816 с.
Психологические тесты.- М., 1996.
Мазнева О.А. Практикум по стилистике русского языка: тексты и задания. 10-11кл.: уч. пособие - М, :Дрофа,2006.
Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка.- 5-е изд.-М., 2005ах. Т. 7. Рассказы. Перевод с нагл. / Сост. В. Кодолова.-М.,1995.
Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.
Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: - М.,1996.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2000.